Как не бывает двух одинаковых отпечатков пальцев, так не бывает двух одинаковых людей. Мы все очень разные: и внешне, и внутренне. И дети, взрослея, начинают замечать эти различия, нередко награждают друг друга неприятными кличками, что становится причиной для слез и обиды. А иногда - и для стойкого ухудшения отношений между ними. Как научить ребенка быть терпимым к тому, что другие от него отличаются? Как помочь ребенку, если нетерпимость проявляется по отношению к нему?
Перед нами одна из групп в обычном детском саду. Всем детям около 5 лет, и в каждом из них есть что-то особенное. Валера - заводила, очень активный мальчик, нередко доставляющий беспокойство воспитателям и другим детям. Маша - тихая девочка, замечательно рисует, но, пожалуй, слишком полненькая. Максим носит очки и не очень любит повышенное внимание. Нурия недавно приехала вместе со своими родителями из другой страны и еще не слишком хорошо говорит по-русски. Марат - очень послушен, ориентирован на выполнение всех правил в группе, но у него нервный тик - навязчивые движения головой. Они такие разные, и они вместе ходят в одну группу. Они общаются, но это общение не всегда протекает гладко, и нередко именно потому, что они так отличаются друг от друга.
Эта группа - маленькая модель нашего социального мира. Мы все особенные, непохожие, но живем вместе и должны общаться.
`Толстая! Толстая!` - слышится из одного угла.
`А ты - хулиган!` - летит ответ.
`Мария Петровна, а Николаев меня очкастым обозвал!`
`А она мне сказала, что я дерганый!`:
Дети обзывают друг друга, искусно `давя` на самое больное место. Родители, впервые сталкиваясь с таким поведением, переживают крайне неприятные чувства: как это может быть, чтобы их ребенок, такой добрый, милый и совсем маленький, говорил такое, чтобы обидеть другого малыша? А если дразнилки касаются их ребенка, становится еще больнее.
Все дети в той или иной мере проходят этот этап нетерпимости. Кто-то постепенно учится смотреть на других более доброжелательно, некоторые приобретают способность ее сдерживать, а кто-то остается нетерпимым к особенностям других на всю жизнь. Но для того чтобы понять, как помочь ребенку стать более гибким и доброжелательным в общении, нужно знать, почему ребенок может так себя вести.
Причина первая: я отличаюсь от других. Все начинается в возрасте около 3 лет. Пока ребенок не достиг этой возрастной границы, ему, в общем-то, все равно, как именно выглядит другой малыш, чем он отличается от него самого. Но вот ребенка 2,5-3 лет настигает кризис самостоятельности. В речи появляется и закрепляется местоимение `я`. С этого момента начинается процесс самоидентификации, в ходе которого кроха начинает познавать себя как личность. Для него становится важным, какого он пола, как выглядит. Осознавая собственные особенности, малыш параллельно начинает понимать: другие дети отличаются от него. Это необходимый процесс осознания себя в этом мире. В речи ребенка начинают проскальзывать высказывания о других детях и их особенностях, но пока это делается не с целью обидеть, а просто для того, чтобы обозначить различие: `Оля в очках ходит, а я - нет. Я храбрый, на дерево могу залезть, а Миша - нет`. Прерывать такие рассуждения и запрещать их не стоит. Не надо мешать ребенку определяться в этом мире, и способ сравнения себя с другими в этом случае один из основных.
Причина вторая: малыш учится неприязни у взрослых. Сам по себе процесс самоидентификации не вызывает неприязни и ее проявлений. К сожалению, такому поведению ребенок учится у нас. Мы, взрослые, не всегда можем проявить терпимость к особенностям других людей. Проявляя собственную нетерпимость, мы отделяем себя от `других` и повышаем свою самооценку. Если кто-то говорит плохо о толстых, богатых или тех, которые `понаехали`, то он самому себе кажется и умнее, и лучше. Но рядом с нами находятся дети, они слышат наши слова и считывают негативное отношение к `другим`. А если значимые люди позволяют себе это, значит и малыш считает, что будет правильным вести себя так же. И начинает `отрабатывать` такое поведение на сверстниках. Но если у взрослых нетерпимость часто бывает замаскированной, то дети гораздо более прямолинейны.
[an error occurred while processing this directive]