Какие только приемы не используются для развития речи детей!
Но в арсенале детских `дворовых` игр существуют такие, которые тоже прекрасно служат этой задаче. Взять хотя бы игру `Чепуха`. Ее название вовсе не соответствует ее возможностям. `Эта игра заставляет детей задумываться над смысловыми соответствиями и несоответствиями, развивает в них и чувство слова, и чувство юмора`, - считает Елена Лупеко, воспитатель детского сада N 39 `Светлячок` г. Электрогорска Московской области.
Дети садятся в ряд на стульчики или на скамеечку. Водящий отходит на некоторое расстояние и отворачивается. Дети по цепочке шепчут друг другу на ухо какое-нибудь слово-предмет - любое, что приходит им в голову: чайник, лопата, забор, кукла, мороженое, курица. Иногда, для пущей выразительности, можно добавить к слову определение: жареная курица, гнилая картошка, дырявое ведро. Слово или сочетание, которое тебе сообщили на ухо, нужно запомнить. Когда каждый из играющих сообщил соседу свое слово, все вместе хлопают в ладоши или кричат: `Готово!` Ведущий возвращается к сидящим и приступает к расспросам.
Вопросы носят произвольный характер: что пришло в голову ведущему, о том он и спрашивает. А ребенок, которому задают вопрос, должен использовать в ответе только то слово, что ему сообщили. Из-за этого возникают смысловые несоответствия, которые очень смешат детей:
- Что ты сегодня ел на завтрак?
- Электрочайник.
- Где ты сегодня гулял?
- На лопате.
- Куда ты отправишься спать?
- На забор.
- Что ты наденешь на бал?
- Жареную курицу.
И т.п.
Качество игры зависит от разнообразия и оригинальности вопросов водящего, поэтому поначалу эту роль берет на себя педагог. По мере того, как дети освоят и полюбят игру, функции водящего можно передать им.
Елена Лупеко,
воспитатель детского сада N 39 `Светлячок` г. Электрогорска Московской области
www.dob.1september.ru
[an error occurred while processing this directive]