В городе Рубцовске Алтайского края на базе детского сада N 7 `Ярославна` создана эстетическая площадка педагогического колледжа. Педагоги и студенты работают по программе `Овсень`, разработанной творческим коллективом Рубцовского педагогического колледжа. Работа по ней ведется с детьми с 1993 года.
В основу методики положены игра, проживание образов и театрализация учебно-воспитательного процесса.
Например, дети младшей группы не просто разучивают колыбельные песни, а поют их кукле, качая люльку или колыбель в горнице.
Разыгрывая сценки из жизни, дети старшей группы приобщаются к песенному творчеству. Например, поют пестушку для малыша-куклы `Идет коза рогатая` на любой мотив, конструируя его из тех интонаций, которые уже есть в его активе.
Созданию игрового фона способствует предметная среда: специально оборудованные в детском саду горница, улица, театр кукол на вениках, тряпичные куклы, ведущими из которых являются домовенок Кузя и Петрушка, и многое другое.
Все занятия и праздники проходят только в форме игры, что способствует активному восприятию окружающего мира, нравственному воспитанию, развитию музыкально-эстетических и творческих способностей и эмоциональной сферы ребенка.
Предлагаемые игры адаптированы к дошкольному возрасту и являются музыкально-дидактическими (используемое оборудование - куклы на вениках).
Игра `Голосянка`
(для детей 6-7 лет)
Цели:
- развитие восприятия, яркости цветовых образов в народном искусстве и выразительности в передаче действий в сочетании со словом;
- обогащение разговорной речи традиционными оборотами;
- знакомство с народными играми;
- развитие песенного творчества, навыка удержания дыхания во время пения, звуковысотного и тембрового слуха.
ХОД ИГРЫ
Мальчики и девочки выстраиваются в две линии напротив друг друга.
В группе мальчиков выбирается запевала, который может звонко и смело петь (мелодия избирается ребенком произвольно). Запевала начинает:
А ну, давайте-ка, ребяты,
А затяните голосы,
А кто не дотянет,
Того за волосы-ы-ы!
Все остальные мальчики подхватывают окончания фраз и тянут их вместе с запевалой. Звук первой фразы тянется всеми как можно дольше.
Девочки в это время стараются рассмешить мальчиков. Кто из них засмеется первым, тот проиграл.
`Наказание` - поцеловать куклу Бабу Ягу.
Примечание
Это старинная русская народная игра, которая использовалась молодежью на вечеринках, гуляниях, особенно в весенне-летний период, когда все выходили гулять на улицу.
Игра `Марома`
(для детей 5-7 лет)
Примечание
Программа `Овсень` рассчитана на трехлетний период обучения. Тема третьего года - `Моя малая Родина` - основана на фольклорном материале местного региона (Алтай, Сибирь). Предлагаемая игра бытовала ранее на Алтае и близка известной повсюду игре `Кострома`. Игра весеннего - `обманного` периода, когда все в природе еще неустойчиво. Образ `Маромы` - это образ Весны-Шутихи.
Цели:
- учить соединять интонирование голосом с выразительной жестикуляцией, умению вести диалог;
- развивать умение обыгрывать персонажи народных преданий с помощью жестов, мимики, пластики, выразительной интонации;
- приобщение к истокам русской культуры местного региона.
ХОД ИГРЫ
Все встают в круг, а Марома - в центр и выполняет действия по тексту.
Дети поют:
Марома моя, Маромушка,
Развеселая головушка,
У Маромушки кисель да блины,
У хозяюшки - горячи пироги.