В этот период у ребят резко повышается потребность в товариществе, в близких друзьях, в компании. И хотя состав ее меняется, потому что ломка характеров и интересов то сводит, то разводит подростков, ее роль остается чрезвычайно важной. Именно здесь ребята демонстрируют друг перед другом свою взрослость, здесь получают признание, которого зачастую так не хватает им дома, в семье.
Авторитет родителей слабеет (а в острых случаях почти сходит на нет), значение же оценки и примера товарищей увеличивается как никогда прежде. И для старших наступает нередко время тревог, подозрений, страхов: `Что-то будет? Совсем от рук отбился!`
Давайте попробуем разобраться, когда страхи обоснованны, когда раздуты, а когда направлены и не совсем по адресу, не туда, откуда может грозить беда.
Современное развитие подростка идет и в школьном коллективе и в более или менее устойчивых случайных группах вне его, то есть в компаниях, сказывающихся по месту жительства или по иному признаку (например, занятия спортом). Поговорим сначала о вторых, тем более что чаще именно они больше волнуют родителей.
`Вот нашел себе дружков! Неужели вокруг получше ребят нет?` Всегда ли упрек справедлив? Нет. Мы уже писали о необъективности, пристрастности родителей, которые валят на посторонние дурные влияния все неровности в поведении подростка, объясняемые в первую очередь возрастным кризисом. Но упрек не всегда справедлив и еще по одной причине.
`Своя компания` выбирается подростком не с бухты-барахты. В этом выборе проявляются не только его интересы и увлечения, толкающие его искать партнеров по лыжным прогулкам, например, или по игре в шахматы, или по конструированию моделей. В выборе приятелей обычно сказывается все полученное ребенком воспитание.
Ребенок, которого держали в ежовых рукавицах, слишком стесняли всякого рода запретами, в подростковый период сплошь и рядом тянется к лихим, отчаянным сорвиголовам. В них воплощены для него самые вожделенные качества: они делают то, что `нельзя`. А `нельзя` успело стать для него за долгие годы смертельно ненавистным, и, глядя на сверстников, нарушающих `священные табу`, подросток восхищается и предвкушает: вот и я тоже...
Не зря мы вас предостерегали против запретительной педагогики!
Ребенок необщительный, туго заводящий новые знакомства порой вынужден довольствоваться случайными приятелями, хотя, возможно, способен по своему уровню принадлежать к группе более серьезных ребят.
Ребенок, лишенный ярко выраженных интересов (в чем тоже немалая вина воспитания), приживается в группе, как правило, на вторых ролях или часто меняет товарищей, не умея создать фундамента для глубокой дружбы.
Так что `нашел себе дружков` не просто дурной вкус или результат злой воли подростка. Но как же уберечь от плохих влияний? Как оградить? источник: nachideti.ru - Портал для родителей. |