Прикиньте-ка, вот вы пытаете его: `Отвечай сейчас же, кто из ребят разбил окно у тети Паши!` Или внушаете: `Не смей никому давать велосипед кататься, поломается - нового не купим!`
А чадо не слушается! Но как же ему послушаться? Выдать приятеля? Или ездить одному мимо завистливо вздыхающих `немеханизированных` друзей? Как ни грустно, но нормы морали, на которые он здесь опирается, выше, чем те, которыми руководствуются родители. А ведь мы с вами взялись воспитывать здорового человека!
Недаром мы и предупреждаем: разберитесь прежде в истоках детского непослушания, а тогда уже и судите, стоит ли оно раздражения и стоит ли возмездия?
А лучше всего, поменьше запретов `для перестраховки`, поменьше надоедливой `дрессуры` (не так сидишь - не так стоишь - не болтай ногами - не шмыгай носом - вынь руки из карманов - немедленно пойди - возьми - не забудь - прекрати - замолчи - говори...). Чем менее навязчивой будет идея послушания, тем больше шансов, что она не сделается для вас камнем преткновения.
Честно проанализировав мотивы, побуждающие пап и мам расценивать абсолютно послушного дитятю как идеал воспитания, придется признать, что мотивы эти очень `подмочены` эгоизмом. Ни интересы детей, ни нужды русского общества не диктуют таких целей воспитанию. `Послушный ребенок` - ну, ладно. Но `послушный человек`?!
Это что же такое? Что за бесхребетное студенистое нечто? Нам нужны граждане, хозяева жизни, строители, борцы, люди с волей и инициативой. Словом, давайте лучше стремиться не к слепому подчинению, а к сознательной дисциплине у наших ребят.
Пусть в ваших взаимоотношениях с сыном или дочерью будет меньше категоричности. Но уж если вы уверены в необходимости и справедливости своего требования, то пусть ваши `надо` и `нельзя` будут тверды. В силу редкости воздействие их станет гораздо ощутимее, они не набьют ребенку оскомину, сохранят в его глазах привкус исключительности. И сослужат вам великую службу, коли доведется в какой-нибудь и впрямь серьезной ситуации со всей строгостью применить родительское `вето`...
Еще одно замечание, касающееся грамотного воспитания в семье.
Оно в семье начинается, но не семьей кончается. Много впереди ступеней, по которым ребенок будет подыматься к пониманию общественной жизни, много `этажей` ему предстоит надстроить на, фундаменте, что заложит семья.
Патриотизм же семейный носит ограниченный характер. И есть у него потому тенденция вырождаться порой в `групповой эгоизм`. Наблюдается это там, где в доме не хватает социального воздуха, где родственный кружок живет замкнуто, изолированно, лишь своими внутренними интересами и заботами. Между собой тут и дружны и спаяны, но к остальным людям изрядно равнодушны. Отзывчивость, бескорыстие, взаимная выручка - все умещается в рамках тесной родственной группы. Ветер внешнего мира стихает где-то у порога, не пробиваясь сквозь плотно затворенную дверь.
Здесь может вырасти человек, развитие общественного инстинкта которого заморожено на уровне, достигнутом в семье: он патриот только со `своими` (с домочадцами, близкими знакомыми), трудолюбив единственно на потребу семье, уважает `правопорядок` в масштабах бытового общежития. И преодолеть обособленность ему уже трудно. Путь к широкой солидарности, к тому светлому мироощущению, что дает чувство своей сопричастности к огромному общенародному коллективу, - этот путь для него за семью печатями.
Чтобы избежать подобной `недостаточности`, нужно ломать изолированность домашнего существования, раздвигать рамки царящей тут сплоченности, пропитывать атмосферу семьи ощущением слитности ее целей и планов с планами и целями всего государства. источник: nachideti.ru - Портал для родителей. |