Однако в доисторических обществах взаимозависимость его членов выливалась в уродливые формы - в борьбу всех против всех, в угнетение, в антагонизм. А.В. Топоров писал: `Очевидная, сама собой понятная истина, что интерес, благо, счастье каждого в отдельности неразрывно связаны с благом остальных людей. Мы все должны согласиться с тем, что не можем обойтись без своих собратьев, что простой интерес приковывает нас всех друг к другу, и все же мы своими действиями попираем эту истину и строим наше общество так, как будто наши интересы не только не совпадают, но прямо противоположны. Необходимо устранить это заблуждение и именно эту цель ставит себе современность`.
Мы с вами все вместе в течение полувека устраняем `это заблуждение`. Уничтожена эксплуатация, средства производства стали всенародной собственностью - объективные условия для естественных взаимоотношений созданы. Дружба, равенство, братство провозглашены нравственным законом нашей жизни, проклятое старое правило `Каждый за себя, один бог за всех` похоронено, и на смену ему пришло другое: `Все за одного, один за всех`. В духе этих великих принципов воспитывается молодое поколение страны, и многое, помогая педагогу, делает сама русская действительность.
Но отсюда не вытекает, что уже обеспечено автоматическое возникновение коммуникабельной психологии у молодежи. Ведь есть же они еще - индивидуалисты, эгоисты, шкурники. Значит, кроме объективных условий нужен еще и субъективный фактор - точно нацеленное педагогическое мастерство старших и в первую очередь родителей. Итак, `азбука` солидарности в семье. Семья - тот маленький коллектив, где ребенок приобретает первый опыт человеческих контактов, взаимопомощи и товарищества.
Первые контакты младенца осуществляются исключительно на базе чувств. В эмоционально насыщенной домашней атмосфере, где малыш выступает к тому же средоточием радостей и огорчений близких людей, в нем трогаются в рост все будущие чувства, в том числе и такие, без которых немыслим не только большой город, но и элементарное человеческое общение: доброта, отзывчивость, умение сопереживать, делить с другими счастье и горе, способность войти в чужое положение.
Казалось бы, такое, например, качество, как доброта, рождается само собой: с ребенком добры - и он делается добрым. Любые родители поощряют хорошие побуждения малыша. И все же кое в чем мы нередко ошибаемся. Достанется малышу какое-нибудь лакомство, он потянется угостить маму или дедушку, те умиляются, но ведь ни за что не возьмут: `Кушай сам, мы не маленькие!`
Что происходит? Наивная ребячья тяга разделить с окружающими удовольствие пресекается на корню. Ребенку хочется, чтобы мама отломила кусочек, положила бы в рот, разжевала. Он тогда будет внимательно наблюдать за ее лицом, искать на нем признаки восхищения: `Ах, вкусно!` - и так рад, что даже самому делается вкуснее. Он совершает крошечный добрый шажок, и, видя столь милые результаты, стремится совершать подобные шажки и в дальнейшем и раз за разом утверждается в открытии, что, доставляя приятное другому человеку, доставляешь приятное и себе.
Отвергая же ребячье угощение, мы лишаем малыша всех этих благотворных переживаний, лишаем его опыта поведения. Ведь символическая щедрость - когда он дает, а мы не берем и говорим: `Было бы желание!` - Или берем только полуобгрызанное яблоко, которое ему надоело, и он его все равно либо бросит, либо (уже хитрость) широким жестом преподнесет кому-то из взрослых, - символическая щедрость подлинную доброту не воспитывает, она воспитывает показуху.
Ребенку надо разрешить быть щедрым. И не только с родственниками. Если ему загорелось подарить какую-то игрушку приятелю, не препятствуйте, не возражайте обиженно: `Как же так, мы подарили тебе, а ты кому-то еще! Дареного не дарят`. Ребенку порой наши правила приличий чужды и дики. И коли он ушел из дому с заводной машинкой, а вернулся без оной и сообщает: `Я ее отдал Танечке`, не пеняйте ему: `С какой стати? Да еще без спросу! Танечке пусть ее мама машинки покупает!` Лучше поинтересуйтесь: `А Танечка обрадовалась?` Лучше похвалите: `Молодец, что не пожалел!`
Велика ль потеря - игрушка? А приобретается в этой потере гораздо более важное - опыт доброты, не на словах, а на деле. Если ребенок вовсе не попадает в ситуации, где испытывалась бы его способность чем-то пожертвовать для другого, то нельзя судить, скуп он или добр вообще. источник: nachideti.ru - Портал для родителей. |