Подобные выражения являются, по сути, фольклорным выражением проблемы соответствия реальных условий жизни человека его внутренним запросам и мнению о себе. Эту оценку собственных возможностей психологи и социологи называют уровнем притязаний.
Все мы знаем примеры, когда человек не делает чего-то даже нужного лишь потому, что не уверен в успехе, а другой непрерывно лезет на рожон, рискует, не принимая в расчет прежнего печального опыта. Здесь действует завышение или занижение самооценки.
Уровень притязаний сказывается на поведении не только в труде и в быту, но и на том, какого положения человек старается достигнуть в сфере гражданской, общественной. Складывается же уровень притязаний постепенно, еще буквально с дошкольного возраста, под сильнейшим влиянием близких, а позднее - тех людей, с которыми подросток больше всего общается и к кругу которых он себя причисляет.
У малыша и второклассника-третьеклассника представление о себе отчасти диктуется темпераментом, но главным образом суждениями взрослых. Характеризуя какие-то его поступки, мы обычно имеем в виду добиться конкретного результата сейчас, сию минуту, но не думаем, что даем ему материал для самовосприятия и на завтра и на несколько лет вперед.
Когда мы сравниваем малыша с другими детьми, хвалим или браним, приговаривая: `Ты у нас...`, `Ты всегда...`, `Ты вообще никогда...` - мы создаем в его голове некий образ, ребенок начинает видеть себя глазами взрослых и в русле их суждений ищет себя.
Что бы он ни сделал - немедленно бежит рассказать маме; что бы ни произнес, на его взгляд, умное - весь внимание, пытаясь угадать реакцию; что бы ни нарисовал, ни построил из стульев - криком кричит: `Мамочка, посмотри!` Зачем? Затем, что так он норовит получить оценку: что я сделал? Хорошо ли нарисовал? Умно ли изъяснился? Каков я? Что мне по зубам, а что нет?
А кроме того, весь стиль жизни семьи, то, что в ней почитают за образец, каким следуют заповедям, - все это формирует известные мерки, которыми меряет себя ребенок...
Изучение состава классного актива в школе выявило любопытную закономерность: как правило, с первых же классов в актив входят одни и те же ребята. Факт, бесспорно свидетельствующий о том, что инициатива, тяга к общественной деятельности у многих ребят уже созревает практически к семи-восьмилетнему возрасту.
На противоположном полюсе те, кого именуют `трудными`, `хулиганами`. Их антиобщественная установка проявляется в неуверенности в себе, в возникающем разрыве между уровнем притязаний и уровнем достижений.
Так, публичная арена - как ни узка и ни проста она еще во втором-третьем классе школы - оказывается тем местом, где очень рано обнаруживается и развивается далее центральная направленность личности...
Воспитание у ребенка уровня притязаний, соответствующего его реальным возможностям, - задача не простая. В идеале это означает поднять уровень притязаний к верхней границе способностей. Но родителям, конечно, нелегко определить конкретно и объективно `верхние границы`. Нелегко отделить общее от индивидуального.
Все дети играют в шоферов, докторов, летчиков, солдат, моряков; все что-то сооружают из кубиков, диванных подушек, веток, песка; все пытаются сочинять стихи, рисуют. Пойди улови, где только игра, а где выходят на поверхность подлинные задатки. Кто забавляется, а кто и впрямь будет летчиком или поэтом. источник: nachideti.ru - Портал для родителей. |