Ребенок сделал первые шаги...
Дотопал до двери...
Выбрался за порог...
Стремительно расширяется, распахивается его мир.
Семья.
Двор.
Детский сад.
Школа.
Город.
Родина...
Он и мир.
Кто они друг другу? Каково назначение воспитания?
Все это `вечные вопросы` педагогики.
Более двухсот лет назад великий гуманист Жан-Жак Руссо в книге `Эмиль или о воспитании` провозгласил, что в человеке с рождения заложены все лучшие качества: невинность, способность к счастью, чувство правды. Общество, утверждал Руссо, по мере взросления человека разрушает эти естественные добродетели. Мир заставляет приноравливаться к его законам. Но хотя бы не спешите, призывал Руссо, пусть ребенок входит в жизнь как можно позже, медленно и осторожно, и тогда еще что-то из нравственных ценностей в нем уцелеет.
После Руссо создавалось несчетное количество педагогических теорий, в частности и таких, которые задачей воспитания считали обуздание животных инстинктов человека - от природы жестокого зверя, снедаемого жаждой власти и разрушения.
Наша педагогика отрицает врожденную природу нравственных качеств.
Что же до того, какой отпечаток откладывает мир на ребенка, то ответ на этот вопрос один: ребенок получает от него то, что этот мир несет в себе.
Семья у нас - клеточка социального организма, живущая с ним в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи и большие общие цели, которыми дышит весь народ.
Сама наша действительность является нашим добрым соучастником в воспитании ребенка. Но родители должны уметь максимально использовать ее соучастие и прилагать дополнительные усилия для того, чтобы сформировать у ребенка стремление быть коммуникабельным, патриотом, гражданином своей Родины, которым можно гордиться, на которого можно смело положиться и в труде и в испытаниях.
Но довольно ли того, чтобы у человека было в душе стремление? Сделается ли он в результате одного стремления активным носителем всех тех качеств, что заключены в названных понятиях? Нет. Надо еще быть в состоянии их реализовать.
Давайте уясним для себя очень важный момент. Каждая из названных главных черт человеческой натуры - вершина целой иерархии черт. Важнейшие из них как бы опираются на целую пирамиду черт более простых. И не вершина сама закладывает для себя опоры, фундамент. Если это и происходит, то как процесс встречный, добавочный к основному. Постепенно, год за годом происходит накапливание коренных качеств личности, не внушенных однажды, а прошедших проверку и закалку в опыте поведения.
Лишь в таком случае высшие социальные чувства превращаются в подлинную вершину крепкого человеческого характера, способного выстоять в любых искушениях и трудностях.
Прежде чем вести беседу о том, на какие элементы в развивающихся отношениях ребенка и внешнего мира родители должны обратить главное внимание, `соберем в кулак` то, о чем мы в этом плане уже говорили раньше.
Мы говорили, насколько желательно, чтобы здоровая, насыщенная теплом и дружбой атмосфера упрочилась в доме задолго до появления ребенка на свет, ибо она - первейшая предпосылка удачного воспитания.
Затем подробно рассматривали `компоненты` семейного духа - могучего орудия передачи нравственного опыта старших младшим. Мы условились с вами, что присутствие ребенка обязывает родителей корректировать многие свои поступки, фразы, даже жесты, весьма далекие, казалось бы, от педагогики, но служащие малышу богатейшим источником информации о жизни.
Мы определили границы незаменимости влияния семьи, разобрались в том, что является решающим в общении ребенка со взрослыми, и установили необходимость для него - на доступном уровне - иметь представление об их трудовом и социальном лице.
При обсуждении генеральных методов воспитания мы попытались убедительно доказать, что самая надежная педагогическая ставка - это безупречная жизнь самих родителей, соответствие духа семьи, ее чаяний и забот тому, чем живет наше общество.
Далее проанализировали механизм, посредством которого семья - ячейка общества - доносит до ребенка начальные понятия о социальной справедливости.
Наконец, мы постарались сориентировать вас в возрастных и индивидуальных различиях детей, с тем чтобы вы яснее видели объект вашего педагогического воздействия и принимали в расчет все то, что подчас встает между ребенком и взрослыми и портит лучшие замыслы родителей.
Теперь, когда мы `подтянули тылы`, двинемся снова вперед. источник: nachideti.ru - Портал для родителей. |