Мы так подробно проследили возрастные особенности детской психики потому, что знание их необходимо для педагогической гибкости. В воспитании нельзя раз и навсегда вооружиться незыблемыми принципами и держаться только за них. Нет принципов и методов, верных на все случаи жизни, тем более в педагогике, имеющей дело с непрерывно меняющимся объектом. Что полезно и эффективно в один период детства, то зачастую плохо и бесполезно в другой.
Нередко люди удивляются: почему ребята, выросшие в одной семье, одинаково воспитанные, получаются такими непохожими? Две сестры, к примеру, умницы и мирного нрава, а братец - хулиган. Или из двух братьев первый лентяй, второй - работяга. `Не задался - и все тут!` - вздыхают родители, и не исключено, что думают про себя: `Что толку воспитывать? Мучаешься, мучаешься, а впустую`.
Противоположные результаты при одинаковом воспитании - итог той самой педагогической косности, от которой мы предостерегаем. С разными детьми надо и обращаться по-разному, тогда результаты выравниваются.
Вот об этом - об учете индивидуальности ребенка - мы и собираемся теперь поговорить. Начнем с того, что старшие порой серьезно ошибаются в оценке качеств будущего человека. Оставим в стороне родительскую пристрастность, толкающую преувеличивать одаренность, доброту, красоту и прочие лестные свойства собственного чада. Возьмем те случаи, когда налицо не субъективность взрослых, а простое неумение увидеть в зерне потенциальную черту развивающейся личности.
Плачет, заходится криком младенец. Минут за пятнадцать до установленного срока кормления уже затевает концерт. О мокрых пеленках возвещает оглушительным ревом. Ночью, устав лежать на одном боку, кричит. Туго запеленали - опять кричит. Позже - кричит, чтобы взяли на руки, кричит, если отняли соску, кричит, требуя подать упавшую из кроватки на пол погремушку. Не болен ли? Здоров, отвечает врач.
`Да что же это такое? - ужасаются родители. - Не ребенок, а сплошная истерика. Что из него вырастет?!`
Совершенно неизвестно что. Мы забываем, что крик младенца - не только плач, а единственное его оружие в первоначальной борьбе за какие-то доступные ему блага. Может быть, это - проявление большей жизненной энергии, более бурного, чем у остальных, темперамента? Трудно сказать, не проведя серии специальных наблюдений. Но наверняка сегодняшний младенческий крик - не завтрашняя плаксивость и истеричность. Наполеон, по словам биографов, в детстве орал до синюхи.
Возьмем еще пример. Славный, спокойный, трех-четырехлетний карапуз. Сам с собой лопочет, строит часами пирамиды из кубиков, копается в песке. Капризов мало, кушает исправно все, что дают. С другими малышами во дворе или в детском саду уступчив, покладист. Запретов слушается, приказания выполняет. То есть не ребенок, а мечта любой матери! Не правда ли?
А подумали ли вы, что он неестественно кроток и пассивен? Покорность в три-четыре года - не дисциплинированность, не рассудительность, а вялость, боязнь трудностей, бездеятельность. Нынешняя, такая привлекательная в крошечном человечке мягкость и исполнительность, если ее закрепить и ничем не уравновесить, обернется в будущем робостью, безволием, привычкой отступать при малейшем отпоре!
Разрешите последнюю иллюстрацию, немного курьезного плана. Этот мальчик соглашался есть только либо под столом, либо `под аккомпанемент` зонтика, который его отец должен был непрерывно открывать и закрывать... Он очень любил сладкое и даже воровал его, но конфеты не доедал до конца, и липкие остатки годами прилеплял снизу к доске обеденного стола...
Какую судьбу этому милому мальчику вы бы предрекли? Что из него, по-вашему, получится? Скорее всего прогноз будет пессимистическим... Рассказывая ребятам о детстве замечательных людей, мы стараемся, само собой, выделять и подчеркивать положительные факты. Но поскольку разговор у нас взрослый, откроем секрет - иллюстрация взята из изданной у нас недавно автобиографической книги Станислава Лема `Высокий замок`, известнейшего писателя-фантаста - человека, талант и полет мысли которого увлекают сегодня миллионы читателей. Человека скромного и щепетильного в личной жизни.
Где же он прятался, будущий писатель и философ - в маленьком пакостнике, тиранившем родителей? Не взялся же он `из ничего`? Нет, конечно. В Леме-мальчике было сильно яркое творческое начало, уже тогда искавшее для своего воплощения интеллектуально-изощренных форм. И став затем доминирующей чертой натуры, оно подчинило и заглушило все его детские `пороки` и странности.
Пример, разумеется, нетипичный. Мы привели его, чтобы наглядно пояснить такую мысль: человеческая душа - явление сложное, подчас, увы, запутанное и даже противоречивое. И нельзя оценивать ни взрослого, ни ребенка по каким-то отдельно взятым качествам - хорошим или плохим. Надо видеть их во взаимодействии, рождающем данную неповторимую личность.
Не всегда удается достоверно проследить взаимное влияние очень различных свойств, но раз они сосуществуют `в пределах` единой души, значит, связь есть, `обмен веществ` происходит. И потому нельзя воспитывать какую-либо черту изолированно.
Короче говоря, давайте не забывать, что мы имеем дело с цельной личностью, с живым человеком, а не с набором произвольно дозируемых по нашему вкусу качеств характера. источник: nachideti.ru - Портал для родителей. |