Бесспорно, главный критерий ценности вещи - ее полезность, то, насколько хорошо и долго она исполняет предназначенную ей роль. Человек нуждается не в вещах, а в эффекте, который при их помощи достигается. Не случайно специалисты по эстетике быта стремятся сейчас создавать простые, лаконичные предметы обихода, в которых четко выражена функция и убраны лишние `завитушки`. Встроенные шкафы, мебельные `стенки`, комбинированные и складные стулья, диваны, столы - все это борьба с самодержавием вещей, предложение смотреть на них легче и практичнее, как на слуг, помощников. Не больше.
Предложение весьма разумное. И вот тому доказательство. Социологи Ю. Замошкин, Л. Жилина и Т. Фролова недавно исследовали взаимоотношения людей и вещей. (Предварительная публикация материалов дана в ? 6 журнала
`Вопросы философии` за 1969 год.) Выяснилось, что около половины опрошенных искренне считают, будто вещи сами по себе, одним фактом своего существования духовно обогащают или обедняют человека, делают его замкнутым или общительным.
Тут налицо жестокое заблуждение. Все как раз наоборот. Не вещи определяют нравственный уровень своего обладателя, а обладатель проецирует на них собственные качества, стремления и представления. Человек не призван, не может, не должен быть рабом вещей!..
Послушаем обычный вечерний разговор за чаем о перспективах.
- Вот получу премию, и тогда купим...
Называются цены, роятся планы. Нужно то, нет, нужно другое. Но что стоит за этими `нужно`? Не скрывается ли за ними нередко `хочется`? Позвольте процитировать упомянутых социологов:
`95% опрошенных нами родителей учащихся Москвы, считающих `необходимость` определяющим критерием при приобретении вещи, на практике накапливают средства на `хорошую полированную мебель`, на телевизор и компьютер, автомобиль.
65% обследованных молодых людей субъективно руководствуются прежде всего необходимостью, а 11% - только необходимостью. Между тем набор их главных `вещных` стремлений выглядит так: компьютер - 41,5%, квартира - 11,5%, автомобиль - 10,3%, фотоаппарат - 8%, сисястая любовница - 6,4%...`
Если исключить отсюда тех, кто испытывает в перечисленных предметах профессиональную нужду (магнитофон для изучающих иностранный язык, инструмент для музыкантов), то мы увидим: практическая необходимость подменяется необходимостью психологической. Как она складывается? источник: nachideti.ru - Портал для родителей. |