Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог ДОУ
Каталог сотрудников
Воспитание
Родителям
Воспитателю
Праздники
Игры
Тесты
Тайна имени
Гороскоп
Сказки и песни в MP3
Библиотека
Юмор
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Поразительная наблюдательность детей

<<назад

0Как ни странно, выяснилось, что боковое зрение у человека гораздо чувствительнее основного. Если это справедливо для взрослого, то о ребятах нечего и говорить: до того во все стороны зорки, что чудится, будто и на затылке запасная пара глаз моргает. Стоит дитятко, хлопает этак невинно ресницами, а само видит не только действия на авансцене, но и рабочую суету за кулисами. Бряк! - и какой-то репликой вдруг разоблачает ваше притворство или `показуху`.

Поразительная наблюдательность детей общеизвестна. Порой они замечают словечки, жесты, которых мы и сами за собой не знали. Общеизвестна и детская впечатлительность. Игра, сказка, событие захватывает малыша целиком, вызывает более сильные и яркие, чем у взрослого, хотя и менее стойкие эмоции.

Наблюдательность, впечатлительность, восприимчивость... Но почему же тогда так туго поддаются они нашим поучениям? Почему рассеянно пропускают их мимо ушей и приходится по многу раз твердить одно и то же? Куда в тот момент девается их впечатлительность? И почему они жадно впитывают то, что их не касается, путая нам все педагогические карты?

Потому, во-первых, что очень рано ребенок начинает подозревать взрослых в `нечестности`. Надо дать лекарство, а младенец отворачивается и сжимает губы. `Ай, - восклицает мать, - в ротик муха влетела! Открой скорей!` И ложка горького снадобья влита в горло. Обман? Обман. Младенец тянется за чашкой. Ухвативши, непременно разобьет, да чего доброго и порежется. `Гляди-ка, кисонька бежит!` - наскоро придумывает кто-то из старших, и пока малыш доверчиво ищет воображаемую кисоньку, чашку прячут. `Чашечка в шкаф ушла`, - объясняют ему. Но он никогда не был свидетелем самостоятельных передвижений чашки и уже смекает, что дело нечисто. Обман? Обман.

А что же делать? - спросит читатель. - Ведь и лекарство надо дать, и чашку бить негоже. Безусловно. Когда нет иного выхода, взрослые поневоле пускаются на уловки. Но уловки порождают недоверие. Подрастая, ребенок все чаще подмечает невольные противоречия. Бабушка утверждает, что соль рассыпать - к ссоре, а папа смеется. Говорят, спать надо ложиться в восемь часов, а сами не ложатся: `Это другое дело!` Мама велит пить рыбий жир, рыбий жир помогает от всех болезней, а соседка: `Не мучайте вы бедняжку такой гадостью!` Кто прав? Как на взрослых положиться, раз они между собой-то столковаться не могут?

Обнаруживает он и форменные враки. Скажут, что старичок из квартиры напротив уехал (зачем травмировать дитя), а от приятелей во дворе он услышит, что старичок-то умер. Сболтнут, будто мальчиков и девочек покупают в магазине, а по радио, по телевизору вечером какая-нибудь `Беседа врача` и - худо-бедно - ребенок поймет, откуда появился на свет. Так день за днем малыш убеждается, что старшие `фальсифицируют` для него картину мира.

Мы делаем это, применяясь к возрасту или растерявшись от неожиданного вопроса, или из лени - гораздо проще отделаться короткой басней, чем подыскивать разъяснения, да еще по щекотливому поводу.

А ребенок хочет знать. Ему необходимо знать. Взрослые врут потому, что им так удобнее - решает он. Удобнее, если пораньше уснул, принял рыбий жир, не шумел. А может быть, они смеются над маленькими? Очень обидно. А может быть, сами не знают, да притворяются?

Спросишь: `Сколько километров до Луны?` - мямлят что-то неопределенное, никакой точности...

`Когда бабушка была маленькая, кто обед готовил?` - `Бабушкина мама`. Какая же у бабушки может быть мама! Сочиняют, видно...

`Слоны тигров едят?` - `Нет`. - `А почему?` - `Тигры невкусные`. - `Ты пробовал?!` - `Нет. И отстань со своими глупостями!` Значит, не пробовал. Не пробовал, а говорит...

`Мама, сколько градусов тепла?` - `Четыре`. - `А холода?` - `Нисколько`. Весьма сомнительно. И почему-то еще улыбается...

`Бабушка, что такое муфта?` Долго объясняет. `Бабушка, ну что ты рассказываешь? Муфта - это такая большая гайка. Она надевается на трубу`. - `Про гайку я не знаю`. Вот то-то и оно!..

Нет, взрослые не вполне надежны. Конечно, спрашивать ребенок будет и верить будет, однако будет и перепроверять.
Станет мотать на ус наши обмолвки, случайно оброненные фразы, станет бегать с одним вопросом от брата к отцу, от отца к приятелю, станет сведения, почерпнутые в детском саду, нести на суд домашних и наоборот. Он занят добыванием бесспорных истин, тут он весь - внимание. А наши нотации - это не совсем всамделишное, это, может, специально для детей придумано.

И потом маленький человек - неукротимый исследователь. Он жаждет самостоятельно потрогать, понюхать, попробовать на вкус тот кусок подлинной жизни, до которого удалось дотянуться. Разве с чужих слов по-настоящему разберешься в мире? Везде, где есть лазейка в реальность, здоровый, не задушенный запретами ребенок обязательно старается докопаться до сути самостоятельно.

А кроме того, вспомните о недостатках `словесного воспитания`. И для вас станет окончательно ясен педагогический парадокс, в силу которого ребенок нередко пропускает мимо ушей обращенные к нему советы и требования, но, как губка, всасывает то, что его будто и не касается.

источник: nachideti.ru - Портал для родителей.

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru