Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог ДОУ
Каталог сотрудников
Воспитание
Родителям
Воспитателю
Праздники
Игры
Тесты
Тайна имени
Гороскоп
Сказки и песни в MP3
Библиотека
Юмор
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Ориентация на дурное

<<назад

0Второе `но` словесного воспитания - ориентация на дурное.

Заметьте, поводом для педагогических упражнений становятся лишь провинности. Никто не заводит длинных разговоров о хороших деяниях. Хорошее кажется нормальным, так и надо. `Давай-ка потолкуем. Хочу тебе объяснить, что ты молодец. Хотя была свобода выбора, и легче было поступить скверно, ты устоял и сделал хорошо...` Так ведь не воспитывают, верно? Преобладает разнос.

Ребенка вечно тычут носом в грехи, ошибки, недостатки. Негативность сентенций, стремление вразумить `от противного` порождает все усиливающееся сопротивление малыша, а тем более подростка. Его психология такова, что постоянных унижений, развенчаний он не переносит. Ему необходима уверенность в себе, в будущем, в возможности овладения миром. Одна из насущных детских целей - самоутверждение.

И потому нельзя каждый божий день твердить: `Ты ничего из себя не представляешь... ты опять не сумел, не смог, нарушил, оплошал... из тебя ничего не выйдет... ты глуп... ты соплив... уж молчи... бери лучше пример с Коли (с Маши)...` Ребенок не согласится жить с ощущением своей неполноценности. В нем сработает защитный рефлекс, он перестанет вам верить и принимать к сердцу ваши обвинения и укоризны. У него просто нет иного выхода, так уж он устроен.

Даже дрессируя зверей, строго дозируют ласку и таску. А здесь человек! Как же не обратить внимание на то, что в нем ценно, достойно? Как не похвалить хотя бы и за мелкую победу над ленью, безволием, дурной привычкой? Нет, даже и старание, успех родитель-негативщик оборачивает в почти-упрек: `Видишь, ведь можешь, когда захочешь!`

Ростки хорошего крепнут, лишь когда их выхаживают. Мы говорим не о материальном поощрении и не о положительно окрашенных проповедях вместо проповедей, окрашенных отрицательно. Но ребенок должен видеть, что его усилие замечено, одобрено, записано ему в плюс и будет учтено при дальнейшем к нему отношении.

Третье `но` касается смертельного порока домашней педагогики - противоречия слова и дела.

Великую силу может иметь мудрое слово, сказанное в нужный момент, верно и метко нацеленное. Оно может запасть в память, властно взять за сердце, открыть глаза, толкнуть на борьбу и преодоления. Но как много надо иметь за душой, чтобы сказать именно его - простое и единственное! И произнести его должен человек, обладающий на то моральным правом. В иных же устах любое слово - пустой звук. Несоответствие фразы и поступка бывает открытым: `Ты с отца пример не бери, у отца так судьба сложилась, что...` Но бесполезно требовать от детей того, что мы сами избегаем, ленимся, не хотим заставить себя делать. По формуле `Делай то, что я говорю, но не делай того, что я делаю` ничему путному не научишь.

Однако, если противоречие и замаскировано, ребята безошибочно угадывают его, и оно оказывается не менее ядовитым. Справедливые, верные, умные наставления, исходящие от несостоятельных родителей, бывают безнадежно скомпрометированы еще до того, как те открыли рот. Походя, между прочим, такие папы и мамы дискредитируют высокие истины, и у ребят постепенно вырабатывается предубеждение против красивых слов вообще. А это может иметь самые далекие и печальные последствия.

Как денежная купюра обеспечивается золотом, так слово - нравственными ценностями.

Итак, искусство воспитания словом - действительно искусство. Даже и полновесное, не вступающее в конфликт с поведением родителей слово - не слишком надежное педагогическое средство.

`Глаголом жечь сердца людей` - занятие сложное. Не уповайте на неотразимость своих доводов, на красноречие. Не обольщайтесь. Ваша главная педагогическая ставка - жизнь.

источник: nachideti.ru - Портал для родителей.

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * [email protected]