Теперь о распределении ролей у колыбели. Тут есть споры, борьба мнений, борьба личных интересов... как при любом распределении ролей.
Нет нужды говорить, каким ореолом окружено слово `мать`, как оно весомо и светло звучит. Веками закреплено убеждение, что `родную мать никто не заменит`. И данные современной науки по-своему подтверждают этот вывод, продиктованный бытовой мудростью.
Вот что пишут специалисты:
`Совершенно ясно, что при недостатке материнского ухода развитие ребенка почти всегда задержано - психически, интеллектуально и социально... У многих детей эти нарушения остаются на всю жизнь... Некоторые исследователи считают, что после трех месяцев разлуки с матерью наступают качественные изменения, которые нельзя уже полностью устранить... Всем детям до семи лет грозит опасность отстать в развитии, если они испытают такое лишение`.
Цитата взята у английского психолога Д. Боулби, крайнего сторонника теории `полной незаменимости матери`. Приверженцы противоположной точки зрения заявляют другое: нет между матерью и ребенком ничего неуловимого, никакого таинственного контакта, его выдумали эгоистичные мужчины, которые прикрываются незаменимостью женщины, увиливая от своей доли отцовских забот.
На наш взгляд, сводить домашнее окружение младенца к одной матери неверно. Но полагать, будто с ролью матери успешно справились бы, скажем, механическая соска и автомат для стирки пеленок - тоже неверно. `Материнство` - это синоним ласки, любви, внимания, преданности, которые необходимы малышу не только со стороны матери, но и со стороны всех близких людей. И отцу устраняться от общения со своим чадом не годится.
Однако существует ли вообще серьезный повод для спора? Вот достаточно расширится и усовершенствуется сеть детских учреждений, раскрепостит наконец мать и отца, отпустит на волю бабушку и дедушку и навсегда покончит с жалобным объявлением `Ищу няню...`
Увы, нет. И дело не в недостатках системы общественного воспитания, недостатки-то под силу устранить.
Дело в особом, ни с чем не сравнимом значении семьи для маленького человека.
`Устройство` ее таково, что это - единственное место, где дитя способно нормально осуществить эмоциональный `старт`. Семья - школа чувств. Здесь эмоции рождаются, усложняются и крепнут в родственном общении.
Наблюдения над детьми, выросшими, например, с младенчества в детских домах, убеждают, что путь к богатым эмоциональным переживаниям для них очень затруднен. В подростковом и юношеском возрасте связи их с окружающими упрощены, лишены глубины, подлинного тепла и как бы подражательны. источник: nachideti.ru - Портал для родителей. |