Надо отметить, что в последние десятилетия интерес к ребенку как таковому чрезвычайно возрос.
Им занимается литература, его изучают представители многих отраслей науки. И стоило приглядеться к нему попристальнее, как обнаружились поразительные, граничащие с сенсацией факты, открылся целый неведомый прежде мир. И в применении к раннему детству все чаще звучит слово `старт`.
Здесь, `на старте`, по предположениям авторитетных исследователей, имеются особо благоприятные периоды для возникновения задатков тех или иных качеств. И если в этот период внешние условия не дают малышу практики в соответствующей области, то потом уже упущенное не наверстаешь. Успехи в учебе, темп и глубина интеллектуального роста человека обнаруживают все более тесную связь с дошкольным периодом, с характером и качеством того опыта, который он получил в семье, детском саду, с тем, насколько рано началась реализация потенциальных возможностей его натуры.
Некоторые известные психологи считают даже, что `половина общего развития умственных способностей человека происходит в течение первых четырех лет жизни, 30 % - между четырьмя и восемью годами, а остальные 20% - между восемью и семнадцатью`. Разумеется, речь идет не об окончательном формировании `половины ума` в начальном периоде, а о закладке `половины фундамента` для всего последующего `здания`.
Так или иначе, но сегодня известны способы научить ребенка к четырем годам печатать на машинке; есть методика, позволяющая дошкольникам наловчиться не просто бегло, но с колоссальной скоростью читать; в спецшколах первоклассники осваивают алгебру, а третьеклассники подбираются к математическим курсам, преподававшимся ранее только в вузах. И можно бы привести еще немало иллюстраций, подтверждающих, что несмышленыш на поверку оказался в высшей степени шустрым и понятливым. Мы просто по инерции или по незнанию недооцениваем скрытого в нем заряда.
Но, говоря о `старте` интеллектуальном, несомненно требующем от родителей специфической помощи малышу, нельзя забывать о другом `старте` - нравственном и эмоциональном. Он не так бросается в глаза, он более `интимен`, но он не менее важен для всей жизни человека. А начинается эмоциональный `старт` еще раньше. По свидетельству видных ученых, уже к шести (!) месяцам у младенца складывается система основных эмоций.
Вы двое, склоняющиеся над колыбелью, стоите буквально у истоков будущего Разума и будущей Души.
Я. Корчак (на которого мы недавно ссылались) в книге `Как любить детей` очень точно подметил, что возможность раннего воспитания прямо связана с условиями жизни. `Пока смерть косила рожениц, не очень-то думали о новорожденном. Его заметили, когда асептика и техника медицинской помощи научились сохранять жизнь матери. Пока смерть косила младенцев, все внимание науки должно было направляться на бутылочку и пеленку. Теперь, может быть... мы четко разглядим психический склад, жизнь и развитие ребенка до года`.
Давайте же активно использовать преимущества, которые несет нам время, социальные завоевания народа и та великая забота, что окружает в нашей стране мать и дитя. источник: nachideti.ru - Портал для родителей. |