Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог ДОУ
Каталог сотрудников
Воспитание
Родителям
Воспитателю
Праздники
Игры
Тесты
Тайна имени
Гороскоп
Сказки и песни в MP3
Библиотека
Юмор
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Ребенок нуждается в творчестве

<<назад

Не случайно маленькие дети много рисуют. Рисование, как и игра, помогает им осознавать себя и окружающий мир. Образы, которые дети запечатлевают на бумаге, есть не что иное, как этапы их личностного роста. То, что делает взрослый человек с помощью речи, ребенок делает через рисунок. Рисунок дает ему возможность закрепить переживание на бумаге, посмотреть на него со стороны, вернуться к нему через некоторое время, дополнить его, пообщаться в связи с ним с близкими людьми. Все это позволяет ребенку меняться самому, расширять свой опыт общения с миром.

Дети с трудностями в развитии, имеющие проблемы в когнитивной, эмоциональной и двигательной сферах, часто лишены этой возможности или сильно ограничены. У них часто отсутствует или ослаблена мотивация к такого рода деятельности. Хотя объективно они нуждаются в творчестве гораздо больше, чем здоровые дети.

Такие дети, как правило, имеют множество особенностей: у них заниженная самооценка, отсутствует уверенность в себе, ограничены контакты со сверстниками и вообще с людьми, ограничены возможности взаимодействия с окружающим миром. Кроме того, каждый из них имеет свои трудности, часть из которых можно решить средствами арт-терапии. При этом, если здорового ребенка к творчеству побуждает собственно переживание какого-либо события, потребность осознать это событие, прожить его глубже, полнее, то ребенок с трудностями в развитии может быть лишен этой самой главной мотивации. Но не потребности в творчестве.

На мотивацию ребенка влияют физические трудности (парез, неразвитость мелкой моторики, слабый мышечный тонус в руках, плохое зрение и т.д.), проблемы с сенсорикой (ребенок не `чувствует`, не осознает свое тело, руки), психологические проблемы (испытывает страх перед листом бумаги, неуверенность в своих силах, боится испачкаться, или у него есть неприятное воспоминание, связанное с попыткой рисовать). Аутичные дети строго следуют своим стереотипам, и им очень трудно осваивать новый вид деятельности. Есть дети, которые игнорируют ручную деятельность, так как они игнорируют все, за исключением своих сверхценных интересов. Иногда у детей отсутствует целенаправленная деятельность, и они ничего не делают самостоятельно, а родители ничего подобного не пытались делать вместе с ними.

Во всех этих случаях поиск мотивации ведется в разных направлениях.

Если у ребенка есть желание, но его тормозят психологические трудности, педагог может опираться на собственную мотивацию ребенка. При этом важным будет преодоление той конкретной психологической трудности, которая мешает ребенку, что потребует дополнительной мотивации. Здесь могут помочь похвала, помощь, радость совместной работы, удачный выбор темы, новая для ребенка и притягательная ситуация, игра в процессе рисования, желание подарить свой рисунок. Следует помнить о двух вещах: непрерывно поощрять, поднимать самооценку у ребенка, и - не браться сразу за то, что у ребенка вызывает страх и неуверенность, начинать с малого и постепенно.

В других случаях педагог опирается на сверхценный интерес ребенка при отсутствии у него собственной мотивации. Тогда изобразительную или ручную деятельность педагог должен ввести так незаметно, чтобы ребенок даже и не понял, что он рисует, а осознал это гораздо позже, когда он сделает это уже много раз и будет иметь положительный опыт общения с красками, кистью, пластилином и пр. Это достигается с помощью игры, рассказывания сказок и различных историй, через совместное чтение и разглядывание книг.

В процессе этих действий удается раскрасить дом, где будет жить любимый мишка, надписать или нарисовать продукты, которые продаются в магазине, нарисовать изображение в игрушечном телевизоре, изготовить сотовый телефон или сделать сок для куклы, поставить (воткнуть) столбики вдоль дороги или прикрепить шпалы из спичек на пластилиновые рельсы, по которым поедет любимый паровозик, и многое другое. Важным здесь является единственное - действия ребенка должны быть настолько легки для него, кратковременны, эпизодичны, что они не должны казаться ему деятельностью, а основную работу должен выполнять педагог. Ребенок же осознает все происходящее как игру, как общение.

При рассказывании сказок и различных историй педагог параллельно с рассказом рисует главных героев и их действия. Ребенок только наблюдает. И в моменты, когда он захвачен рассказом, можно брать его руку и рисовать `вместе`, его рукой.

Используя совместное чтение и разглядывание картинок в книгах, педагог также в отдельные моменты то сам, то рукой ребенка подрисовывает что-то в книжке, иногда раскрашивает. Хорошо заранее подобрать соответствующую книжку, где есть любимая сказка, а часть картинок не раскрашена.

Физические трудности снижают мотивацию ребенка. Деятельность утрачивает для него интерес, так как у него `плохо получается` или ребенок очень устает выполнять действия, которые ему трудно даются или не даются вовсе. Чтобы ребенок захотел делать то, что для него трудно, во-первых, нужно его дополнительно заинтересовать. Возможно, интерес вызовет определенная тема, или изобразительная техника, или материал для ручного творчества, или процесс игры, совмещенный с изобразительной деятельностью.

Усилить мотивацию ребенка может поощрение. Таким поощрением для некоторых детей может быть сам рисунок или поделка (`подарим маме`, `смотри, как ты смог`, `как красиво`), для других - обещание чего-либо приятного по окончании работы (`закончим и пойдем пить чай` или `закончим и пойдем на физкультуру`).

В случае плохого зрения необходимо правильно выбрать расстояние от глаза до рисунка, масштаб изображения, наклон плоскости, на которой рисуют. Если ребенок хорошо видит вдаль, но не различает изображения вблизи, следует рисовать на расстоянии вытянутой руки, почаще отходить от изображения, чтобы разглядеть его. Это облегчит ход занятий, ведь даже если для ребенка важен сам процесс, невозможно `не видеть` того, что ты сам делаешь.

Мотивацию можно искать также в области сверхценных интересов ребенка: волнующих, сильных переживаний; в области близлежащих во времени значимых событий; событий, происходящих изо дня в день, часто повторяющихся, привычных; в области любимых мультфильмов, сказок, передач, песен, любимой еды. В качестве мотивации педагог может использовать интерес ребенка к самому изобразительному материалу (краскам, пластилину, мелкам), к различным предметам, окружающим ребенка в рисовальной комнате, к деталям в одежде педагога, которые привлекли ребенка. Ребенка может мотивировать похвала, результат деятельности, игра, общение с педагогом.

Таким образом, первоначально мотивация находится вовсе не в области, имеющей отношение к характеру занятия. И тогда задача педагога - изобрести, что же может соединить интерес ребенка с той деятельностью, которая необходима ему как терапия. Следуя за ребенком, внимательно наблюдая и поощряя его действия, педагог должен использовать желания ребенка, направлять их в то русло, которое нужно для решения поставленных педагогом задач. Ребенку может нравиться какой-либо звук, или сережки в ушах, или играть с водой, или, например, устройство унитаза. Он может заинтересоваться пластилином, природным материалом, игрушкой или календарем с цифрами. Может устать и лечь на пол, или, наоборот, забраться на стол, или влезть в ящики стола.

Педагог должен уметь обыграть сложившуюся ситуацию и использовать ее в коррекционных целях.







Мария Водинская,
художник и педагог, г. Москва,
`Дошкольное образование`

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru