Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

"Березовая роща"...Пишем сочинение по картине А.И. Куинджи

<<назад

Цель урока: дать понятие о пейзаже, познакомить с творчеством А.И. Куинджи, вызвать интерес к произведениям живописи, пробудить желание высказать свое отношение к картине, обосновать, мотивировать его; средствами урока продолжить работу по воспитанию любви к природе и родному краю.

Материал к уроку: портрет А.И. Куинджи, репродукции с картин А.И. Куинджи, И.И. Левитана, И.И. Шишкина.

Запись на доске: Архип Иванович Куинджи (1842-1910). "Березовая роща" (1879), "На острове Валааме" (1873), "Вечер на Украине" (1878), "Лунная ночь на Днепре" (1880).
Пейзаж (фр.) - местность, страна.

1. Общий вид какой-либо местности, картина природы.
2. Рисунок, картина, изображающие природу, какой-либо вид.

"Сделайте так, чтобы иначе и сделать не могли, тогда поверят".
А.И. Куинджи


"Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света".
И.В. Репин



Иллюзия (фр.) - обманчивое представление, заблуждение.

Слово учителя. Имя Архипа Ивановича Куинджи занимает особое место в истории русской живописи. Ошеломляющий успех его картин будоражил русское общество второй половины XIX века. Живописец пережил все: и восторги, и унижения. Кто же он такой, Архип Иванович Куинджи?

Рассказ двух учеников. Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году в Мариуполе в бедной семье. В 6 лет он потерял отца и вынужден был работать в услужении у подрядчика (т.е. работника по договору) и у старшего брата то ли хлебопашца, то ли фотографа, то ли золотых дел мастера. Одно верно, что фамилия Куинджи - от турецкого Еменджи, что означало в переводе "золотых дел мастер". Вероятно, кто-то в греческой родне художника, вышедший из центральных районов Крыма, из местности, близлежащей к Чуфуткале, и переселенный в азовские степи, был ремесленником, мастером по золоту.
Существует легенда о том, что молодой Куинджи пришел в Феодосию к И.К.Айвазовскому учиться живописи. Однако состоялось их знакомство или нет, не выяснено.
"Желание учиться у меня было горячее и твердое, и я рискнул ехать в Петербург, где никого не знал и был почти без денег", - вспоминал А.И.Куинджи.

В начале 60-х годов Куинджи приехал в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Он держал экзамены не один раз, но безуспешно: у него не было никакой специальной подготовки. И тогда он решается на смелый и даже отчаянный шаг: на академической выставке 1868 года он представил самостоятельно написанную картину под названием "Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма", и Совет академии признал Куинджи достойным звания неклассного художника, но только в 1870 году он получил свидетельство о присвоении ему этого звания.

1873 год был одним из самых счастливых в жизни художника. Павел Михайлович Третьяков приобрел у Архипа Ивановича Куинджи картину "На острове Валааме". Суровая северная природа, каменистый пейзаж, свет несколько театрален, будто искусствен, - все это можно было увидеть довольно часто в работах академистов.
В этом же 1873 году молодой художник впервые выехал за границу и посетил Германию, Францию, Англию, затем через Швейцарию и Вену вернулся в Россию. Поездка укрепила его в мысли, что для русского художника ценны родные российские мотивы. Он отходит от изображения традиционно академического пейзажа, и в работах появляется будничный, ненарядный мотив.
Картина "Березовая роща" была написана в 1879 году и показана на седьмой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

Реакция художников и зрителей была единодушной, Куинджи удивил всех необычайностью картины. Ничего похожего не помнили. Природа у А.И. Куинджи одновременно реальна и условна, она дает впечатление реальности и иллюзии. Художник созерцает красоту, любуется русской природой.
Рассмотрим картину.

Беседа по вопросам:
1. Где находится художник? Точка зрения художника. (Он за кадром, все, что он изобразил, находится перед ним, а следовательно, перед нами. Художник со своим мольбертом расположился под густой кроной берез в глубокой холодно-изумрудной тени от невидимых деревьев).

2. Какое время года изобразил Куинджи? (Лето. День удивительно солнечный, тихий, радостный. Солнечный свет на летней зелени до А.И. Куинджи никто так не передавал).

3. Опишите березы. (Деревья привольно растут на поляне, они так высоки, что крон не видно. Солнечные зайчики затеяли игру и прыгают по белым стволам берез. Несколько березовых ветвей на фоне темного дальнего леса кажутся прозрачными, светящимися, кружевными. Впечатление ослепительного солнечного света постоянно присутствует).

4. Как освещена поляна? (Куинджи выбрал труднейший момент освещения - против солнечного света. Зачитаем слова И.Е. Репина: "Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света". И еще одна цитата: "А здесь что же? Только свет... и рассуждать не о чем, долго останавливаться даже предосудительно - но, действительно, надо правду сказать, свет так уж свет! Отходить не хочется; все чего-то ждешь... Черт возьми - наваждение какое-то, втягивает..." И.Е. Репин).

5. Какой видим мы поляну? (Поляна представлена ровной, как стол, плоскостью. Соседство с темными тенями на первом плане делает желтовато-зеленую поляну, залитую солнцем, сияюще светлой и яркой).

6. Зачем нужен ручей по центральной оси картины? (Ручей уводит взгляд в глубину, к дальнему лесу в легкой дымке. Дает ощущение воздуха. Чувствуется свежесть, прелесть окружающего леса, мощная земная сила).

7. Опишите дальний лес. (На ярком свету исчезают детали, появляются плоские силуэты. Кроны деревьев обобщены, собраны в тяжелые массы, цвет сгущен. "Наивный" рисунок приобретает фольклорный характер. Только в таком лесу могут появиться сказочные герои).

8. Озвучим картину. Если прислушаемся, что услышим? (Пение птиц, стрекотание кузнечиков...)
Слово учителя: Казалось, что А.И.Куинджи на вершине славы. Но главное торжество было впереди - картина "Лунная ночь на Днепре".

Словарная работа. Береза [б-ир-оза], зелень, изумрудная мягкая трава, изумрудный - ярко-зеленый; светло-зеленый, нежно-зеленый, темно-зеленый, таинственный лес, зеленый стебелек, белые стволы, солнечные зайчики, зеленокосая береза, легкая грусть, зачарованная природа. Кузнечики затянули свою монотонную скрипучую музыку.

А.И. Куинджи - известный русский живописец. Он воспел красоту солнечного и лунного света.
Составление плана. План. 1. Художник и его картина. 2. Точка зрения художника. 3. Светлая поляна и березы. 4. Ручеек, дальний лес. 5. Небо. 6. Звуки. 7. Мое отношение к картине.
Работа с учебником "Русский язык", ч.1, с. 197 (С.И. Львова, Г.К. Лидман-Орлова, В.В. Львов, М.М. Разумовская).
Заключительное слово учителя. А.И. Куинджи был настоящим поэтом в живописи, сказавшим свое неповторимое слово. Тонко и сильно выражал художник в своих картинах чувство восхищения родной природой; он не только открыл новые проявления ее красоты, но и смог передать прелесть русского пейзажа неповторимо оригинальными художественными средствами.



Мария Шмакова,
Казань

"Учительская газета"

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru