Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

А.Н. Толстой. Роман "Петр Первый"

 1  2  3 

Цель: Проследить, как в романе раскрывается роль народа и роль личности в истории

План:
1. Сложный путь писателя
2. Интерес к историческим произведениям
3. Роль личности в истории
4. Роль народа в истории
5. Художественные приемы в романе

1. Эта лекция посвящается А.Н. Толстому - выдающемуся русскому писателю, автору исторических романов, рассказов, пьес, научно-фантастических произведений, публицистических статей. Путь А. Толстого в литературу был сложен. Его детство прошло в усадьбе отчима - на хуторе в Самарских степях. "Кумиром и совестью" были Салтыков-Щедрин, Тургенев, Некрасов. В первых своих стихах он подражает Некрасову. Окончил технологический институт, но больше привлекает литература. В 1970 г. выходит его первый сборник - "лирика". Сам автор считал его несовершенным. А. Толстой нашел себя в прозе. В начале века в литературе было сильно влияние декаденства, некоторое увлечение которым быстро прошло: спасало чувство юмора и естественность. Победил реализм.
А. Толстой стал известным и приобрел популярность с появлением рассказов и повестей из быта заволжских помещиков /цикл рассказов "Заволжье", произведения "Чудаки", "Хромой барин". Герои этих произведений - обедневшее дворянство, уходящее из жизни. Это была модная тема в период между первой русской революцией и мировой войной.
Во время первой мировой войны А. Толстой был военным корреспондентом газеты "Русские ведомости", для писателя это был очень важный период, "и увидел подлинную жизнь, и увидел русский народ", - писал А. Толстой.

В 1919 году писатель эмигрировал за границу. Тоска по Родине особенно сильно отразилось в книге "Детство Никиты". В эмиграции А. Толстой написал первую часть знаменитой трилогии "Хождение по мукам" - роман "Сестры". "Сестры" - итог эпохи, непосредственно прожитой писателем, прощание с ней. Вторая часть трилогий - "Восемнадцатый год" - опубликованная в1928 году, третий роман - "Хмурое утро", - был закончен в 1941 году.
В этих романах мы наблюдаем динамику развития характеров, но эта жизнь известна писателю из чужих рассказов ,из документов, но не прожита им самим. Недаром столь велика здесь доля прямой публицистики или хроники.

2. А. Толстой прекрасно знал историю России, в своих произведениях часто обращался к историческим событиям. В этом плане интересна драматическая дилогия об Иване Грозном. Но особенно привлекала писателя личность Петра, его эпоха. Первый рассказ о царе-реформаторе назывался "День Петра" /1918 год/. Затем была "Повесть смутного времени" /1922 год/. "На Петра я нацеливался давно - еще с начала февральской революции. Я видел все пятна на его камзоле, но Пётр все же торчал загадкой в историческом тумане".

1929 - 1945 годы работы над романом. В пафосе послеоктябрьского строительства видел писатель перекличку с Петровской эпохой. А борьба с гитлеровскими захватчиками, заставляла вспомнить военные победы Петра над шведами, взятие Нарвы и другие исторические события, связанные с деятельностью Петра.

3. В романе дается исторически конкретное изображение действительности; точное место и время действия, 25 лет, связанных с деятельностью Петра. Отражены важные исторические события: восстание в Москве в 1б72 году, правление Софьи, поход русской армии в Крым, бегство Петра в Троице - Сергиевскую лавру, падение Софьи, борьба за Азов, путешествие Петра за границу, стрелецкий бунт, война со шведами, основание Петербурга, битва под Нарвой.

А. Толстой показал роль великой личности в истории, прогрессивное значение внешней и внутренней политики Петра I в начале 18 века. При Петре велась борьба за морской берег со шведами, был построен первый русский флот, создана регулярная армия, развивались наука, образование, торговля. Писатель отмечает личностные качества царя-реформатора: его государственный ум, разносторонние способности, трудолюбие, работоспособность, любознательность, энергичность, умение разбираться в людях, оценивать их не по родовитости и богатству, а по уму и деятельности. Петр прост, не гнушается никакой работой. Вместе с тем он рассудителен и дальновиден, настойчив в достижении поставленной цели.

 1  2  3 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru