Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Чингиз Айтматов

<<назад

Цель: объяснить /осознать/, как решаются в произведениях писателя вопросы о смысле и потоках жизни.

План:
1. Факты биографии Чингиза Айтматова
2. Романтичность произведений
3. Буранный Едигей
4. Мир легенды
5. Роман "Плаха"

1. Чингиз Айтматов - киргизский писатель, который пишет и на киргизском, и на русском языках. Его произведения переведены на иностранные языки, многие из них экранизированы, в том числе и за рубежом. Родился он в 1928 году в кишлаке Шекер. В четырнадцать лег уже работал секретарем аилсовета. В 1953 году Айтматов окончил сельскохозяйственный институт, после чего работал зоотехником. Уже в студенческие годы в киргизских журналах стали появляться его рассказы. В 1956 году он окончил высшие литературные курсы. Широкую известность принесла молодому писателю повесть "Джамиля" (1958г.), сразу переведённая на многие европейские языки.

2. С первых же произведений Ч. Айтматов заявил себя писателем, поднимающим сложные проблемы бытия. Его герои - рядовые труженики, люди чистые и честные, открытые всему хорошему в мире. Манера повествования - взволнованная, напряженно - доверительная, часто от первого лица. В "Джамиле" и "Первом учителе" писателю удалось запечатлеть яркие куски жизни, светящиеся радостью и красотой, несмотря на их внутренний драматизм, внутренние монологи героев произведений незаметно переливаются в речь автора. Действительность захватывается в единство ее настоящего, её корней и её будущего. Велика роль фольклорных элементов: это и лирические песни, и народные легенды, и эпические сказания, и древние киргизские песни-плачи. Так в повести "Белый пароход" картины современной жизни развертываются на фоне киргизского предания о матери-Оленихе, в повести "Прощай, Гульсары! " песни-плачи "Старого охотника Карагуля" и "Верблюдицы, потерявшей своего белого верблюжонка" искусно переплетаются с горестными размышлениями главного героя Танабая.
Все это делает произведения Чингиза Айтматова романтическими, несмотря на их реалистическую основу.

3. "Буранный полустанок и больше века длится день" -первый роман Чингиза Айтматова. Он был написан в 1980 г. и вызвал бурную дискуссию, т.к. это произведение острое, пронизанное болью и безмерным оптимизмом, верой в человека. В центре романа - судьба Едигея Жангельдина (Едигея Буранного). Он прошел сквозь огонь второй мировой войны, был контужен. Стал путейным рабочим, безвыездно сорок лет прожившим на Буранном полустанке. Здесь пережиты самые сильные потрясения, разочарования, радости, трудности. Буранный полустанок - это целый мир, в котором протекли жизни семьи Абуталипа, Едигея и его старшего друга Казангака со своими страстями, страданиями, надеждами и тяжким физическим постоянным трудом на железной дороге. Буранный Едигей попытал горькое счастье поздней неразделенной любви. А на старости лет ему выпало ещё одно мучительное испытание - воспоминания о пережитом, суд памяти. С этим связан особый настрой, лирический мотив, которые проходит через весь роман.

" И дальше века длится день" похорон друга Едигея Казангака. Движется процессия, во главе которой восседает на верблюде старый человек, .вся жизнь его и думы о ней вобрали в себя сложнейшие противоречия времени, не в чем упрекнуть себя Едигею. Всегда он был там, где труднее всего, не бежал от работы, сложных житейских проблем, ни разу не покривил душой, не отказался от своего слова. Для всех был надёжней опорой и поддержкой.

4. Мир Едигея Буранного (реальный мир) переплетается с миром легенды. По приданию, Сарыозекские степи в прошлые века были захвачены жестокими жуанкуанами. Чудовищная участь ожидала тех, кто попадал к ним в рабство. Страшной пыткой они уничтожали память раба: надевали на голову жертвы шири - кусок освежёванной верблюжьей шкуры. Высыхая, шкура стягивала голову, и несчастные испытывали нечеловеческие муки. Пытка длилась несколько суток. Большинство замученных погибали, а тот, кто оставался в живых, превращался в раба-манкурта, совершенно потерявшего память, не знающего своего рода, имени, как собака, преданного своим хозяевам. Это был уже не человек, а только чучело человека. И только одна мать - Найман-апа - не примирилась с подобной участью сына и погибла от его стрелы.

В романе существует ещё один мир - ирреальный мир, связанный с космосом. Это развёрнутая метафора, связывающая легенду с современной жизнью. Новые варвары построили на родовом кладбище Ана-Бейит, возникшем на месте гибели матери манкурта, космодром, на котором до поры до времени притаились ракеты-роботы, олицетворяющие силы зла.
Писатели удалось убедительно показать богатейший духовный мир простого человека, глазами которого смотрит на нас сама наша эпоха.

5. Роман "Плаха" (1986год) - это крик души человека, увидевшего, что "всё.., низвергается в огненную пропасть; это и наркомания, и деградация человека, и усилившаяся жестокость в обращении с природой, с окружающими людьми, и постоянный страх перед военной угрозой, и отсутствие веры, смысла жизни. Уже в самом названии "Плаха" - плаха жизни - заключается метафоричность романа.
На мой взгляд, очень важно в романе очеловеченье природы. Он начинается с описания природы. .Уже на первых страницах мы знакомимся с волчицей Акбарой, ее мужем-волком и волчатами. Её волк "был верной силой, надежной, неутомимой, неукоснительно исполняющей её волю". "Акбара же была головой, была умом". По-своему они любили друг друга. И вот появились волчата - это было самое важное в жизни зверей. Чингиз Айтматов говорит о "человечности" зверя. Акбара не свалила человека, видя, что он беззащитен и ничего плохого не хочет её детям. Она просто увела своих волчат. Она, как мать, учила своих волчат охоте на сайгаков. Много страданий, гибель волчат и второго, и третьего выводка выпало на долю Акбары. И все-таки она осталась "человечнее" людей.
Писатель воспринимает человека как неотторжимую часть природы, в свою очередь, природа не отделима от человека.
Повести и романы Чингиза Айтматова наполнены философским содержанием, они принадлежат не только дню сегодняшнему, но и завтрашнему, так как предвосхищают события истории.

Краткие выводы:
1. Чингиз Айтматов родился в 1928 году в кишлаке Шекер. В 1953 году окончил сельскохозяйственный институт. В 1956 году окончил высшие литературные курсы. Печататься начал в студенческие годы. Известность пришла в 1958 году с появлением повести "Джамиля".
2. Взволнованная манера повествования, внутренние монологи героев, фольклорные элементы, яркие описания - всё это делает произведения Ч. Айтматова романтическими, несмотря на их реалистическую основу.
3. "Буранный полустанок" (1980 год) - произведение острое, пронизанное болью и безмерным оптимизмом, верой в человека. В центре романа - судьба Едигея Жандельгина. "И дальше века длится день" похорон друга Едигея Казангака. Вся жизнь предстает перед Едигеем Буранным. Не в чем ему упрекнуть себя. Всегда был там, где труднее всего, не бежал от работы, сложных жизненных проблем, ни разу не покривил душой. Для всех был надёжной опорой и поддержкой.
4. Реальный мир Едигея Буранного переплетается с миром легенды (предание о манкуртах). Ирреальный мир - это развернутая метафора, связывающая легенду с современной жизнью.
Писатель раскрывает богатейший духовный мир простого человека.
5. Уже в самом названии "Плаха" - плаха жизни - заключается метафоричность романа. Писатель воспринимает человека как неотторжимую часть природы, в свою очередь, природа не отделима от человека.


Литература:
1. Дм. Брудный "Повести Чингиза Айтматова".
2. Наталия Папанинова "Романы-метафоры Чингиза Айтматова".


Ф. Максудова,
учитель литературы,
г. Казань, РТ

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru