Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

"Идиот"

 1  2  3  4  5  6  7 

Замысел и история создания романа Ф. М. Достоевского `Идиот`, воплощение идей и образов этого произведения в спектаклях различных театров, фильмах режиссеров И. А. Пырьева, Ж. Лампена, Акиры Куросавы, иллюстрациях художников И. С. Глазунова и В. Н. Горяева - таково содержание этой беседы.
`Главная мысль романа - изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только не брался за изображение положительно прекрасного, - всегда пасовал. Потому что это задача безмерная. Прекрасное есть идеал, а идеал - ни наш, ни цивилизованной Европы - еще далеко не выработался`, - писал Федор Михайлович Достоевский своей племяннице Софье Александровне Ивановой о романе `Идиот`, опубликованном с посвящением ей в журнале `Русский вестник` в 1868-1869 гг.

Роман был задуман и написан во время пребывания писателя за границей: начат в 1867 г. в Женеве, а закончен в 1869 г. во Флоренции. Наиболее сложным звеном творческого процесса для Достоевского, по воспоминаниям его жены, было обдумывание плана произведения: `Само писание романа давалось ему сравнительно легко, но создание плана представляло для него значительные трудности. Вся беда была в богатстве фантазии и недовольстве автора тою формою, в которой он хотел выразить идею, положенную в основу романа. Планы романа появлялись (создавались) десятками, с очерками героев, с фабулой, а иногда с небольшими сценами`. Интересно обратиться к тетрадям подготовительных материалов для романа (они включены в Полное собрание сочинений Достоевского), чтобы увидеть, какую колоссальную работу проделал писатель, проследить, как усложнялся и менялся замысел произведения, в каком направлении шел поиск героев, как преломлял автор в сюжете материал современной ему действительности - актуальные проблемы времени, жизненные наблюдения, сообщения из газетной хроники.

Отдельные мотивы будущего романа прослеживаются в ранних произведениях Достоевского. Так, важная для автора мысль о `поруганной красоте` воплощена в повести `Хозяйка` (1847) в образе прекрасной Катерины, мучимой богатым стариком. Герой этой повести - болезненный фантазер Ордынов, так же, как Мечтатель из `Белых ночей` (1848), полковник Ростанев из повести `Село Степанчиково и его обитатели` (1859), Иван Петрович из `Униженных и оскорбленных` (1861), близок и дорог автору своей нравственной чистотой, благородством, деликатностью, способностью сострадать чужой боли до полного самоотречения. Этими же свойствами в высшей степени наделен и герой `Идиота` князь Мышкин.
Первоначально характер главного действующего лица будущего романа, его основные коллизии виделись писателю совсем иначе. Сюжет произведения должен был развертываться на фоне истории двух петербургских семейств. Крах семейных отношений, тесно связанных с проблемой денег, их властью над людьми, Достоевский предполагал изобразить изнутри. Он собирался глубоко раскрыть психологию действующих лиц, показать через частную жизнь разрушение социального уклада в России конца 60-х гг. XIX в.

Находясь вдали от родины, Достоевский с особым интересом изучал материалы, публикуемые в русских газетах, из них он почерпнул ряд важных деталей для намеченного романа. `Дело о дочери помещика Ольге Умецкой, обвиняемой в поджогах, и о родителях ее, Владимире и Екатерине Умецких, обвиняемых в злоупотреблении родительской властью`, взволновало писателя. История взбунтовавшегося несчастного подростка - Ольги Умецкой, доведенной произволом домашних до отчаяния и дошедшей до преступления, стала тем конкретным фактом, от которого оттолкнулось творческое воображение писателя. В поступках `несчастного ребенка` он увидел обвинение царящим в обществе отношениям, хаосу и разладу в сфере семейной.
Достоевский варьировал включение материалов дела Умецких в свой роман. Одну из героинь он даже переименовал в Ольгу Умецкую. В сильно измененном виде отзвуки этого дела просматриваются в окончательном тексте произведения в картинах семейных скандалов семейства Иволгиных.

 1  2  3  4  5  6  7 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru