Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

"Снегурочка"

 1  2  3  4  5 

В творчестве Александра Николаевича Островского сказка `Снегурочка` (1873] занимает особое место. Она - вершина поэтической деятельности драматурга. В ней он выразил свою мечту о мирной, свободной и радостной жизни народа, вое пел красоту и могущество природы и любви. Пьес представляет собой великолепный художественны сплав фантазии и быта, символики и реальности.
В произведении Островского привычная ежегодная смена времен года, весеннее пробуждение сил природы поэтически воплощены в образе Весны-Красны, Деда-Мороза, их дочери - хрупкой нежной Снегурочки, которая просит отпустить ее к людям из глуши лесного уединения. Она готова дни и ночи слушать песни пастуха Леля, чье пение завораживает душу, открытую впечатлениям жизни и искусства. Сердце Снегурочки xолодно, чувства любви она не знает, `весеннее тепло томящей неги`, по словам Мороза, смертельно опасно для нее:

Солнце
Сбирается губить Снегурку; только
И ждет того, чтоб заронить ей в сердце
Лучом своим огонь любви; тогда
Спасенья нет Снегурочке, Ярило
Сожжет ее, испепелит, растопит.
Не знаю как, но умертвят. Доколе ж
Младенчески чиста ее душа,
Не властен он вредить Снегурке.


Так в самом начале пьесы, драматург намечает возможность ее трагической развязки. В споре Мороза и Весны, считающей что гибельна любовь и Весна, уверенно заявляющая: `На свете все живое должно любить`, каждый по своему представляет себе счастье дочери, вызывая у читателя или зрителя раздумья на эту тему.
Судьба Снегурочки тесно сплетена с участью сказочного народа берендеев, к которым она уходит из лесу. Именно в ней `причина жестоких зим и холодов весенних`, на нее ревниво и хмуро взирает Солнце, гневающееся и на дочь своего врага Мороза, и на `стужу чувств` у людей берендеева царства, отказывающее им в желанном тепле.

Само царство берендеев - своего рода утопическое гармоничное общество, живущее по правде и совести, уважающее свободу чувств, основанное на преклонении перед красотой. Среди окружающих государств, где бушуют распри и войны, это царство представляет собой удивительное исключение:

Веселы грады в стране берендеев,
Радостны песни по рощам и долам,
Миром красна Берендея держава, -


поют гусляры, славящие мудрого и справедливого царя Берендея, управляющего трудолюбивым и кротким народом. Поэт и художник, царь Берендей - покровитель искусства, которому любезна `игра ума и слова`, своеобразный философ, тонко чувствующий красоту, прославляющий любовь: `Благое чувство, великий дар природы, счастье жизни, весенний цвет ее!`

Берендея тревожит перемена, происшедшая с его подданными:

В сердцах людских заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев.
Исчезло в них служенье красоте.


За это, считает царь, и сердится Ярило-Солнце на его народ. Сочетать `союзом неразрывным` всех невест и женихов в Ярилин день собирается Берендей, надеясь умилостивить божество. Но возможно ли это? С появлением в слободе красавицы Снегурочки парни перессорились со своими девушками, хотя их старания пробудить любовь в снегурочкином сердце напрасны. Даже пылкая, безумная страсть лихого купца Мизгиря, разлюбившего свою невесту Купаву, не может растопить лед чувств Снегурочки.
Жалоба Купавы царю на вероломство жениха, такая трогательно-естественная в устах брошенной девушки, и гнев всегда милостивого и доброжелательного Берендея на преступника, надругавшегося над любовью, заставляют его осудить Мизгиря на вечное изгнание. Однако появление Снегурочки поражает царя, чуткого ко всему прекрасному. `Полна чудес могучая природа?` - восклицает он, любуясь совершенной красотой девушки и призывая берендеев зажечь ее младенческую душу желанием любви. Мизгирь и Лель откликаются на его слова. Образ лучезарного любимца Солнца пастуха Леля, наделенного даром песен, несущих любовь и как бы напитанных солнечным теплом, - одно из лучших творений Островского. Снегурочку недаром чаруют его напевы, но не любить, а лишь мучительно ревновать пригожего Леля к девушкам-берендейкам способна она. Жгучее чувство Мизгиря и вовсе пугает ее. И все же Снегурочка жаждет любить и просит Весну дать ей любви. `Любовь тебе погибель будет`, - предупреждает мать. Но девушка непреклонна

Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слез.


Этот высокий пафос жертвенности во имя полноценной жизни придает произведению черты особого светлого трагизма, сближает Снегурочку с другими героинями пьес Островского, идущими на смерть во имя любви - Ларисой из `Бесприданницы`, Катериной из `Грозы`. Хотя эти женские образы - реалистичны во всех своих деталях, а Снегурочка - сказочное, фантастическое создание, правда и сила человеческого чувства и поступка роднит их.
Волшебный венок, подаренный дочери Весной, пробуждает душу Снегурочки, вызывает целую гамму новых, непривычных и сладостных ощущений:

Ах, мама, что со мной? Какою красотою
Зеленый лес оделся! Берегами

 1  2  3  4  5 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru