Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Американский звонок

 1  2  3 

Одни едут за океан учиться, другие - учиться учить. Год, проведенный российским преподавателем в США, позволяет не только познакомиться с зарубежной образовательной системой, но и по-новому взглянуть на свою.

Программа стажировки преподавателей ВУЗов (Junior Faculty Development Program - JFDP), в которой год назад участвовал автор этого материала, существует около 10 лет. Финансирует ее Бюро образовательных и культурных программ Государственного департамента США. Цель программы - познакомить преподавателей гуманитарных дисциплин из стран СНГ с системой высшего образования в Америке. Большинство участников JFDP (ежегодно в США выезжают около 100 преподавателей стран СНГ, примерно половина из них - россияне) - филологи, философы, социологи, политологи, историки, психологи, а также специалисты в области административной работы в ВУЗах.

Отметка профессору

Сегодня вся Америка учится. Все, кому нужны знания и кто может за них заплатить, идут в университеты. В аудиториях, заполненных молодежью, можно увидеть людей среднего и даже пожилого возраста, разных национальностей и рас. В `среднем` по величине университете США обучаются примерно 15 тысяч студентов, в ведущих и самых больших - более 40-50 тысяч по очной форме и сотни тысяч по программам дистанционного обучения. Американские ВУЗы и библиотеки шумят, как ульи, с раннего утра до поздней ночи. Студенты сидят за компьютерами, читают, коллективно работают над домашними заданиями. Здесь убеждаешься: университет - это кипучий мир, где все трудятся, добывая знания. На это направлен и главный принцип американского обучения: `Не учить студента, а помочь ему учиться самостоятельно`.

Как правило, Американские Советы по международному образованию, которые отвечают за набор участников программы JFDP, распределяют их в университеты достаточно известные, но не первые в табели о рангах (видимо, оплата стажировок в ведущих ВУЗах была бы слишком высока). На каждого участника программы (ее продолжительность составляет 9 - 11 месяцев) выделяется около 30 тысяч долларов, почти половина из которых перечисляется ВУЗам за прием участников программы и несколько меньше остается на стипендии. Это небольшая сумма для жизни в студенческом городке, но вполне достаточная, чтобы не испытывать нужды в бытовых удобствах, за исключением автомобиля, без которого американцам - просто никак, а нам, представителям бывших социалистических стран, вполне привычно.

По условиям программы предполагается, что каждый ее участник полностью прослушает как минимум три учебные дисциплины за семестр, вместе с американскими студентами будет активно участвовать в семинарских занятиях. Помимо этого, стажеру настоятельно рекомендуется изучать современные методики преподавания, административное устройство системы образования в Америке и все самое ценное отражать при подготовке новых учебных курсов для своего родного ВУЗа. Впрочем, этим программа JFDP не ограничивается. Почти всем ее участникам предлагают волонтерскую работу - чтение лекций, докладов, проведение презентаций своих стран. Чаще всего с такими просьбами обращаются школы или клубы в домах для престарелых. Система эта несколько напоминает бывшую советскую систему общества `Знание`. Участие в подобной деятельности очень приветствуют администрации американских ВУЗов.

В университетской практике США многое кажется нам спорным. Это и большая свобода студентов в индивидуальном выборе предметов, и узкопрактическая направленность курсов, и повсеместно принятые письменные экзамены, и распространяющаяся все больше `командная работа` в группах, и внешне подчеркнутое равенство в отношениях учащихся и преподавателей, и даже манера школяров приходить на лекции и семинары с пластиковыми стаканчиками кофе... Вместе с тем здесь многое заставляет задуматься, а кое-что, безусловно, хочется перенять.

Студенты бакалавриата прослушивают базовые лекции по основам выбранных наук. В поточных аудиториях нередко собираются до нескольких сотен учащихся. Как правило, здесь нет семинарских занятий, а финальная оценка знаний предполагает написание студентами небольших рефератов, письменных ответов на экзаменационные вопросы или тесты. Серьезная исследовательская работа начинается в магистратуре. Занятия в магистерской группе представляют собой нечто среднее между лекциями и семинарами и напоминают беседы Сократа (преподавателя) с учениками. Учебный процесс строится так, чтобы магистры изучили за семестр от пяти до десяти основных работ по одной дисциплине. Как правило, они представляют собой самые важные современные научные исследования.

Составная часть образования в магистратуре - практические занятия. В последнее время популярным становится коллективное выполнение практических проектов, когда задание выдается на группу (оптимально - шесть человек). Преподаватель только следит за ходом работы, советует, как правильно ее организовать, и на какие этапы разбить, как лучше распределить силы. Поскольку неограниченный доступ к Интернету имеет каждый студент, большая часть консультаций проводится в режиме он-лайн.

 1  2  3 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * [email protected]