Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Чем могут быть полезны друг другу американская и российская системы образования?

 1  2  3 

Я приезжаю в Россию, изучаю страну и занимаюсь развитием российско-американских отношений уже более 25 лет. За эти годы я пришел к важному выводу: для достижения взаимопонимания не стоит зацикливаться на поиске сходств между нашими странами - наоборот, нужно подчеркивать различия и гордиться ими. Важно постараться понять и свою культуру, и культуру другой страны. Сравнивая образовательные системы Америки и России, анализируя и сопоставляя основные тенденции и характерные черты, присущие российскому и американскому образованию, нельзя упускать из виду политические, экономические и культурные различия между двумя государствами, которые гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд.

В любой образовательной системе существуют основополагающие принципы. Главные ценности американской системы я вижу в поощрении поиска, познании учащимися себя и своего места во внешнем мире, в развитии индивидуальной ответственности, соблюдении неформальных, демократических отношений между преподавателями и студентами.
Из перечисленных выше принципов я хотел бы более подробно проиллюстрировать положение об индивидуальной ответственности. Тенденция к ее развитию усиливается у студентов с появлением новых и совершенствованием существующих информационных технологий. Как правило, в американской системе учащиеся получают знания в большей степени из литературных источников и из Интернета, нежели от преподавателя. При этом ответственность за объем и уровень усваиваемого материала фактически целиком перекладывается на студента, а учитель выполняет функции контроля и коррекции.

Сравнивая американскую и российскую образовательные системы, приходится признать, что по некоторым компонентам российская система выглядит мощнее. Но и американская имеет ряд достоинств, важных для построения гражданского общества. Система среднего и высшего образования США построена таким образом, чтобы обеспечивать государству приток квалифицированных рабочих кадров. Она учит студентов отвечать за свои поступки, самостоятельно принимать решения. Это те положительные качества, которые очень существенны для нашей страны.
В последние десять лет в Америке стали подчеркивать важность не только получения знаний, но и практики их применения. На первый план теперь выходит желание помочь молодежи в накоплении профессионального опыта уже в процессе обучения, поощряется установление контакта `ВУЗ - общество`. Но при таком подходе возникает определенное несоответствие: американская система развивает индивидуальность, но в то же время пытается ориентировать выпускников на социум. Встает вопрос: как соблюсти очень тонкую грань между стремлением к индивидуальности как положительным качеством и индивидуализмом, самодостаточностью, высоомерием? Как сделать так, чтобы ВУЗ, воспитывая индивидуальность, не забывал и о роли личности в коллективе?

У меня есть опасение, что современный мир имеет тенденцию к узкой специализации, и эта тенденция с каждым годом только углубляется. Это, в принципе, неплохо, но некоторые ВУЗы, к сожалению, забывают о том, что любому образованному человеку требуется фундамент общих знаний и умений. У выпускника ВУЗа должна быть сформирована самостоятельность мышления, развиты логические навыки (анализ, систематизация фактов, построение выводов). Необходимо, чтобы человек с высшим образованием умел излагать свои мысли не только грамотно, но и изящно, что особенно важно в письменной речи. У него должны быть развиты эстетическое чувство, уважение к истории, традициям своего народа, способность и желание понять другие культуры, отличные от его собственной. Если ВУЗ не ставит перед собой цель построить такой общечеловеческий фундамент, то от этого страдают студенты.

Несмотря на то, что по существующему мнению начальная и средняя школа в США находится далеко не на высшем уровне, ВУЗовское и послеВУЗовское образование (магистратура, аспирантура) признается и котируется во всем мире как соответствующее самым высоким стандартам. Как правило, в США ВУЗ дает общее образование и в этом дополняет школу, перед которой ставятся другие задачи. Эта система возобладала в Америке исторически, и главным продуктом в ней является не человек-специалист, а человек - гражданин общества в широком смысле.
Теперь мне бы хотелось чуть более подробно рассмотреть российскую систему образования. Мне кажется, что только две страны глубоко развивали фундаментальные исследования - это Россия и США. В истории России были периоды глубочайших потрясений, которые затронули и среднюю, и высшую школу. С началом перестройки в образовательной сфере сложилась очень непростая ситуация.

Советская система образования, если не принимать во внимание идеологический уклон, была фундаментальной. Молодежь получала знания не так, как в американской школе (самостоятельно в библиотеке), а непосредственно от преподавателей, в процессе общения. Причем стиль отношений между учителями и студентами я бы охарактеризовал как более формальный по сравнению с Америкой, но более дружеский. В СССР преподаватель был ядром образовательной системы, достойным и уважаемым человеком. К счастью, достоинство учительский корпус России сохранил и до настоящего времени, но вот окружающие условия изменились.

 1  2  3 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru