Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Книга в школьном портфеле (часть 2. комментарий нейропсихолога)

<<назад

Трудно не согласиться с названными причинами нелюбви детей к чтению. Однако наш опыт показывает, что все перечисленное - в некотором смысле "надводная часть айсберга", попадающая в поле зрения внимательных родителей и неравнодушных учителей. А есть еще и часть "подводная" - это проблемы, которые выявляются при нейропсихологическом тестировании и просто не позволяют ребенку быть читающим. Итак, по порядку.

Читать нужно не только быстро. Очень важно еще и понимать прочитанное. Это сложно себе представить, но большинство школьников, с которыми нам приходится работать, с трудом вникают в смысл того, о чем читают. Потому и читают медленно.

Дело в том, что процесс чтения требует очень слаженной работы мозга. У многих современных детей функции головного мозга недосформированы. Ребенок способен механически складывать буквы в слова, а слова в предложения, но не в состоянии, например, представить, вообразить то, о чем говорится в этих предложениях. Подобные сбои чаще всего происходят по причине плохой нейродинамики головного мозга, проявляется это в излишней рассеянности школьника, неспособности подолгу заниматься монотонной интеллектуальной деятельностью, например, деланием уроков или тем же самым чтением.

Большинство детей с подобными проблемами пережили в детстве раннее обучение чтению. И одновременно испытали недостаток общения со взрослыми, наблюдений за окружающей действительностью и обычных детских игр - недостаток традиционной деятельности дошкольника, в процессе которой и развивается мозг.

Идет тестирование. Просим 11-летнюю девочку написать коротенькое сочинение на первую пришедшую в голову тему: "Осенью в лесу". А она говорит: "Я никогда не видала лес осенью". Она читает с 4 лет и учит два языка. Но никогда не была в осеннем лесу. И не знает еще многих вещей, которые в норме должны составлять жизненный опыт ребенка-дошкольника.

На консультации 12-летний мальчик. Научился читать еще до школы, но сейчас читает чуть ли не по слогам. Все школьные годы уроки делает с мамой, потому что без ее объяснений не может понять ни условие задачи, ни смысл очередного параграфа. При этом интеллектуально ребенок вполне сохранен.

Это другая группа детей, которым навык чтения просто не дали развить. Они никогда не читали сами - им всю жизнь все читали их сверхопекающие родители. Сначала "помогали делать уроки" первокласснику, потом третьекласснику, а ребенок очень быстро привык к тому, что за него все сделают, и перестал стремиться к самостоятельности.

К таким детям действительно бесполезно приглашать традиционных репетиторов, но и самим им оптимальное чтение не освоить. Мы помогаем им восстановить нейродинамику мозга, занимаясь специальной гимнастикой. А потом за дело берется специалист по обучающим технологиям, которая учит ребенка самоорганизовываться, показывает различные приемы работы с текстом и обязательно проходит с ним заново программу начальной школы. Это может произойти за месяц или два, играя, шутя - но это обязательный этап: не освоив азов (а они у ребенка запущены из-за плохого чтения), нельзя двигаться дальше.

Хорошие книги, по-настоящему художественную литературу (не информацию, не энциклопедию, не газету!) важно читать как минимум по двум причинам.

Во-первых, у ребенка любого возраста есть потребность в эмоциональном отклике на прочитанное. Значит, ему необходимо Слово, будящее в человеке самое лучшее, берущее за душу. Если школьнику с налаженной нейродинамикой попадет в руки книга, которая его чем-то "зацепит", тут-то и начнется чтение!

Во-вторых, в "большой" литературе есть огромное количество слов, которые мы не применяем в повседневной речи. Но в языке-то они есть! А дети не знают их смысла. И это сдерживает их развитие. Что такое захолустье? А вдохновение? Нет, это не подъем творческих сил, говорят нам наши подопечные, это вдох! Когда вдыхают. Приходилось доказывать со словарем.

Полезно обсуждать прочитанное: чему учит эта история? Не только для развития речи ребенка, но и для того, чтобы точно знать: он правильно понимает смысл как отдельного предложения, так и всего рассказа.

Идет тестирование с помощью нейропсихологического альбома. Там простые картинки: велосипед, гриб, гвоздь, чайник. "Это что у велосипеда?" Вы думаете, кто-нибудь скажет "седло"? "А это у гриба что?" - "Верхушка". Никто не скажет "шляпка". О том, что у гвоздя - острие, а у чайника - носик, скажут единицы. Как изучать биологию, если ветви и крона у дерева - понятия, ребенку неведомые? Этот понятийный багаж наши дети могут почерпнуть только из литературы.

Читать нужно книги. А файлы (компакт-диски, аудиокассеты, грампластинки) можно слушать - если приобрести аудиозаписи художественных произведений, которые читают великолепные актеры с правильной речью. Мама одного из наших подопечных была незрячей и не могла читать сыну. С детства она собирала для него аудиобиблиотеку, и то, что ребенок не успевал читать сам, он слушал в прекрасном исполнении.

А еще книги можно не только читать, но и писать (иллюстрировать, издавать). Вот, кстати, разумное, реальное и невероятно увлекательное применение того самого компьютера, который, как считают родители, отвадил детей от чтения.

Анна Потанина, нейропсихолог
Александра Соболева, нейролингвист

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru