Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Урок по анатомии в 9 классе по теме "Органы пищеварения"

<<назад

Тема: Пищеварение.
Тема урока: Органы пищеварения.
Цель урока: Изучить подробно строение органов пищеварения, уяснить функции системы.
Оборудование:рельефные таблицы, торс человека.

Ход урока:

I. Повторение пройденного по теме "Дыхание".

Каково строение органов дыхания?
Какава функция этой системы?
Что такое жизненная емкость легких?
Первая помощь при остановке дыхания.
Вред от курения, в чем он?

II. Объяснение нового материала.

Человек - всеядное существо, употребляет разнообразную пищу, поэтому в строении его пищеварительных органов нет резко выраженных признаков приспособления к какому-либо одному роду пищи.

Эти органы у человека представляют собой сложноизмененную трубку, отделы ее участвуют в различных сторонах единой сложной функции усвоения пищи и поэтому имеют неодинаковую форму и строение.

Записи в тетрадях по ходу объяснения.

Органы пищеварения
R Ротовая полость

R глотка

R пищевод

R желудок

R поджелудочная железа

R печень

R кишечник

Оболочки желудочно-кишечного тракта
R слизистая (переваривание и всасывание)

R мышечная (обеспечивает продвижение пищи и подвижность органа)

R гладко-мышечные (внутренние - циркуляторные, наружные - продольные)

R серозная (защитная)

Ротовая полость


R губыR


R верхняя

R нижняя
R замыкают ротовую щель




R деснаR


R верхняя челюсть

R нижняя челюсть




R небоR


R твердое (отделяет рот от носовой полости)

R мягкое (язычок)




R небные миндалины






R низ ротовой полости - челюстно-подъязычная мышца







R щеки







R язык - мышечный орган
(вкус, звук, продвижение пищи)


R кончик

R корень

R тело

R спинка

R уздечка





R зев (отверстее, сообщающееся с глоткой)



Зубы
R Молочные (28) - с 6 месяцев до 6 лет

R Постоянные с 6 лет - формируются до 16 лет

R Мудрости (к 25-30 годам)

Зубы (32) Измельчают
пищу, формируют звуки
R Резцы

R Клыки





R Коренные


R малые



R большие


R верхняя челюсть 3 корня

R нижняя челюсть 2 корня

Формула зубов 2 1 2 3
2 1 2 3
р к мк бк
р - резцы
к - клыки
мк - малые коренные
бк - большие коренные

Строение зуба
R Коронка (выступает над десной)

R Шейка (под десной)

R Корень (в зубной лунке - полость, в ней мягкая ткань - пульпа, через канал входят сосуды и нервы)

Зуб состоит из дентина, одет на коронке эмалью, а на шейке и корне цементом.

Эмаль
R 2-4% органические вещества

R 96-98% минеральные вещества
по твердости
Эмаль = кварцу

Дентин и цемент - видоизмененная костная ткань.

Прикус - смыкание верхних резцов с нижними.

Железы ротовой полости
R Околоушная (30 гр)

R Поднижнечелюстная (15 гр)

R Подъязычная (5 гр)

Воспаление желез ротовой полости вызывает свинку или заушницу.

Глотка
(мышечный орган, соединяются рот,
пищевод и носовая полость с гортанью)
R Носоглотка












R

Миндалины
R 2 небные

R2 трубные

R 1 язычная

R 1 глоточная

R Ротоглотка

Пищевод - мышечная трубкадлиной 25 сантиметров (проводит пищу в желудок)

Желудок
R Свод

R Тело

R Привратниковая часть

Стенки желудка
R Серозная - наружная (брюшина)

R Мышечная - средняя

R Слизистая - внутренняя

Желудок
(внешнее строение)
R Большая кривизна - выпуклый край

R Малая кривизна - короткий вогнутый край

R Верхний левый конец малой кривизны - открывается желудок

R Правый конец малой кривизны - ограничивает привратник

Тонкий кишечник
5 - 6 метров
R Двенадцатиперстная кишка (в нее открываются протоки поджелудочной железы)

R Тощая

R Подвздошная

Наружная оболочка тонкого кишечника - серозная, образует брыжейку на которой она и подвешена.

Внутренняя оболочка - слизистая - имеет 4 млн. ворсинок, которые увеличивают поверхность всасывания питательных веществ.

Толстый кишечник
(1,5-2 м., ворсинок нет)
R Слепая - червеобразный отросток (аппендикс)

R Обедочная

R Прямая (заканчивается анальным отверстием)

Желудок
(внешнее строение)
R Большая кривизна - выпуклый край

R Малая кривизна - короткий вогнутый край

R Верхний левый конец малой кривизны - открывается желудок

R Правый конец малой кривизны - ограничивает привратник

Железы
R Поджелудочная - поджелудочный сок (функция пищеварения и секреторная)

R Печень - масса 1,5 кг, трубчатая. Секрет - желчьR в желчный пузырьR по печеночным протокамR в 12-и перстную кишку

Вывод:
Система органов пищеварения состоит из пищеварительного тракта, имеющего форму трубки, образованной ротовой полостью, глоткой, пищеводом, желудком, кишечником, пищеварительными железами выделяющими пищеварительный сок и имеющие клеточную структуру

В органах пищеварительного тракта происходит механическая и химическая обработка пищи

Прием, переработка и усвоение питательных веществ - функция системы органов пищеварения

III. Д/з  28, Записи в тетради, рисунки.

Васильева Ирина Борисовна, г. Ярославль
Школа 14, учитель биологии


 
  Copyright © RIN 2002-.
  * [email protected]