Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (жи-ши, ча-ща, чу-щу)
Цель урока:
Образовательная: обобщение и повторение темы; формирование навыков правописания и самоконтроля; совершенствование навыков письма.
Воспитательная: привитие детям любви к родному языку.
Развивающая: расширение словаря учащихся, знакомство с новыми словами; развитие речи, мыщления, познавательных интересов, интеллекта и эмоций.
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний
Структура урока: Комбинированный урок.
Этапы:
1. Вступление
2. Чистописание
3. Словарная работа: письменная; устная.
4. Повторение
5. Главный этап урока:
закрепление и обобщение знаний о написании гласных после шипящих;
упражнение в правильном их написании.
6. Физкультминутка.
7. Закрепление.
8. Подведение итогов. Билет на память.
I. Вступление - объявление темы урока
Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие на веселом поезде до станции Чащино, где будем повторять правописание гласных после щипящих.
Вот мы на вокзале, нам нужны билеты. Вагоноважатый говорит, что получат билеты все, кто справится с заданием: красиво напишет букву В.
На доске картинка - буква "В" - вагоноважатая с флажком, соединения с этой буквой и предложение-скороговорка.
Посмотрите на доску.
II. Чистописание
Дети записывают элементы чистописания и предложение.
Ввв Ввв взвввзв
Вера - вертушка ела ватрушку.
Молодцы! Все получают билеты. Я сохраню их до конца поездки. А сейчас к поезду.
III. Словарная работа
Устный словарь:
Посмотрите, сколько пассажиров у поезда! Давайте назовем всех, кто едет в Чащино.
На доске красочный картинный словарь. Ученики проговаривают словарные слова, учитель усаживает "пассажиров" в вагоны.
ворона | собака | ребята | медведь | корова | лисица |
Письменный словарь: Давайте запишем новые словарные слова, они тоже связаны с нашим путешествием. Словарь: билет, вагон, дорога, путешествие. Дети, проставим ударение, отметим безударные гласные. Запомните новые словарные слова! Ученики записывают новые словарные слова, проставляют ударения, отмечают безударны гласные в корне слова.
IV. Повторение. Все в вагоны! В каждом вагоне маленькие удобные для поездки комнаты - "купе". Давайте познакомимся с пассажирами в нашем купе. Здесь едут девочка Оля с друзьями Юрой и Васей, а с ними кошка и собака. Давайте запишем их имена и вспомним правило написания имен существительных собственных и нарицательных. Ученики отвечают: - `Имена собственные пиши с заглавной буквы`. Комментируют словосочетания: девочка Оля мальчики Вася и Юра кошка Мурка собачка Шарик город Москва Учащиеся записывают предложение под диктовку, вспоминая правила написания имен существительных собственных: Мы едем в Чащино.
V. Основная часть урока
Ребята, мы проезжаем станцию Рощино. Посмотрите в окно: кругом лес, как много грибов! Ребята, все собирали в лесу грибы. Запомни главное правило грибников. На доске написаны предложения, `фонариками` в них закрыты орфограммы. Стоят грибы в лесной глуши. Пришел искать их не спеши. Смотрим внимательно, как грибники. Записали первое предложение, нашли и подчеркнули все встретившиеся орфограммы. Назовите все орфограммы, все трудные случаи написания. Сейчас мы запишем второе предложение. Обратите внимание на глагол не спеши. Дети отвечают: - `Не с глаголом пиши раздельно!` - `Ши пиши с и`. - `Безударная е, проверяем спешка`. Ребята вспомним правило о безударной гласной в корне: Если буква гласная вызвала сомнение, Ты ее немедленно ставь под ударение. Дети записывают предложение. На доске появляется смешной человечек в огромной шляпе - Корнюша, он знаком ребятам давно. На шляпе у Корнюши надпись `при-`. Трудное слово `пришел`. Корнюша советует запомнить его правописание (проверяя словом шедший). А теперь, чтобы лучше запомнить, меняем у глагола шляпки - приставки и записываем: пришел, ушел, зашел, пошел, подошел. Приставка это часть слова. Отметим в словах приставки.
VI. Физультминутка
А за окном первая станция -"Зарядкино":
"едем":
Мы в Рощино, мы в Чащино
Собрались в дальний путь.
Мы ехали, мы ехали.
Пора и отдохнуть.
"повороты головой":
В окошко мы увидим
И речку, и цветы
Узнали много нового
И я, и мы, и ты.
присядаем:
А в Чащино нам встретятся,
И мыши, и ерши,
И ландыши, и белочки,
Чижи, ежи, ужи.
упражнения для рук:
Зарядкино! Зарядкино!
Довольно, детвора,
Скорее все в вагоны,
Нам дальше в путь пора.
Тихо садимся на места...
VII. Закрепление
Открывается разворот доски, красочная аппликация: лесная полянка, пруд заросший камышом. Станция Чащино. Ребята, мы приехали на станцию Чащино. В лесу есть волшебное озеро, где живут звери, птицы и рыбы, где растут цветы, в названиях которых мы встретим знакомое правило - правописание гласных после шипящих. Дети рассказывают правило. А теперь запишем названия зверей, цветов и грибов, вспоминая правило, чтобы никто не ошибся:
ежи | щука | мыши | ерши | чижи | бельчата | камыши | ужи | рыжики | чаща |
На полянке появляются изображения этих животных, растений, рыб и грибов.
Мы в лесу, в самой чаще. Запишем предложение.
В чаще цветут душистые ландыши.
1. Проверяем, как написали.
2. Нашли знакомые орфограммы (написание гласных после шипящих).
3. А теперь напишем и подчеркнем главные члены предложения.
Какие главные члены предложения?
Рассуждаем...
Дети разбирают предложение, находя его главные и второстепенные члены, указывая какими частями речи они выражены.
VIII. Подведение итогов
Вот и заканчивается наше веселое путешествие, мы с вами повторили правописание гласных после шипящих, на память о поездке у вас останутся билеты на веселый поезд.
Рассмотрите их и запомните правило:
Билет на память сохранив,
Запомни на всегда:
Жи, ши пишите с буквой И!
Чу, щу пишите с буквой У!
Ча, ща пишите с буквой А!
Хмель Ирина Юрьевна (школа N 841 г. Москвы) |