Ещё студентом, я подрабатывал лаборантом в одной научной военной лаборатории. Понятное дело, по вечерам, я с удовольствием почитывал открытые страницы диссертаций с грифом `для служебного пользования`. Оттуда я твёрдо запомнил, что период адаптации в экстремальных условиях составляет 45 суток. Потом, уже в аспирантуре, я нашёл это в многочисленных открытых публикациях. Более того, профессор разрешала начинать исследования только после `кризиса середины октября`. Что это такое? А вот что: 1-го сентября дети идут в школу. Далее, по нарастающей, идёт адаптационный стресс. Его пик приходится на 15-17 октября. После этого дети или `втягиваются в учёбу`, или происходит срыв нервной системы ребёнка. А это: бессонница, капризы `на ровном месте`, немотивированное агрессивное поведение, ОРЗ, головные боли, боли в животе и т. д. Вот маленькая история (`Аргументы и факты`, ? 39,2007, с.66). В первый класс Серёжа пошёл в 6 лет. Правда, знакомая психолог рекомендовала подождать 1-2 года: якобы, `не созрел`. Однако, к радости мамы и папы, ребёнок схватывал всё на лету. Родители, желая ребёнку лучшего, записали ребёнка во все возможные кружки и секции. День его был расписан по минутам. С 9 часов утра и до 2 часов дня - занятия в элитной гимназии. Потом, приезжает домой. Обедает, и - сразу за уроки (какой там дневной сон!). После чего, дважды в неделю: занятия по дзюдо, плавание, английский. Дополнительно - театральная студия и музыкальная школа (частично суббота или воскресенье). Никаких прогулок и дневного отдыха - некогда! Где-то с середины октября началось неладное. Ребёнок начал жаловаться на сильнейшие головные боли. Более того, как только он брался за дверную ручку класса, у него открывалась тяжёлая рвота. Малыша возили по врачам, но никаких отклонений в здоровье не обнаружили. Только столичные специалисты нашли причину проблем: непосильные учебные нагрузки. `Забавный` момент. Когда мальчика спросили, как он спит? Тот, подперев щёчку рукой, со вздохом, так задушевно, сказал: `Да бессонница у меня уж сколько времени`. Комментарий психолога Владимира Пугача: `Это просто наваждение. Ясным языком говоришь родителям: Ваш ребёнок не готов к школе. Подождите 1-2 года, иначе будут тяжёлые срывы. Или: ваш ребёнок может идти в школу, но, пожалуйста, освободите его от излишних перегрузок Угадайте, какая реакция родителей на совет профессионала? Ну да - 90% таких детей `всё равно` идут в школу! Удивительно, те же родители, безукоризненно соблюдают рекомендации специалиста автосервиса, когда ставят свою машину на профилактику (`Такие деньги, - шутки в сторону!`). Вывод: нельзя доводить вашу `кисоньку-лапоньку-заиньку` до полного изнеможения и истощения нервной системы. Пожалейте! психолог Владимир Пугач источник: Индиго-папа |