Опыт показывает, что иностранный лучше учить с детства - именно выпускники английских спецшкол свободно общаются на языке во взрослом возрасте. Школы с углубленным изучением одного или нескольких языков - самое популярное и логичное решение.
Почти как родной
Во времена, когда учились нынешние родители, изучать иностранный углубленно можно было лишь в одном типе школ - специальных. Таких учебных заведений в каждом городе было немного, соответственно, вступительный конкурс зачастую зашкаливал.
В наше время часть именитых "спецшкол" "переквалифицировались" в лингвистические гимназии и лицеи, а часть сохранили прежнее название: специальная школа с углубленным изучением иностранных языков. Плюс, этот довольно престижный статус получили довольно много обычных общеобразовательных школ. В результате, выбор лингвистических средних учебных заведений довольно велик: в каждом районе Москвы есть как минимум 1-2 языковые школы.
Программа у спецшкол, гимназий и лицеев лингвистической направленности примерно одинаковая. Ребята изучают два обязательных иностранных языка и в нагрузку латынь. Обязательно проходят мультимедийные уроки. Иногда в старших классах часть общеобразовательных предметов читается на языках. Екатерина Леонова, выпускница лингвистической гимназии N 1531: `В старших классах мы занимались дополнительно по программам международного бакалавриата. Занятия проходили на английском языке по основным школьным предметам: биологии, математике, физике и т.д.`.
Дополнительно (и бесплатно) проходят занятия по подготовке к сдаче международных экзаменов (Cambridge English Test, KET) и ЕГЭ. Полина Юдина, ученица 5 класса школы с углубленным изучением английского языка N 1356: `В неделю у нас 8 часов английского: пять обычных занятий, два - подготовка к КЕТ, один - информационные технологии. На этом уроке мы смотрим фильмы на английском, потом обсуждаем их и пишем самостоятельные работы. Два раза в неделю занимаемся немецким или французским (на выбор). Раз в неделю - мой любимый предмет, основы латинского языка и культуры. У нас очень увлеченная учительница, преподаватель МГЛУ`.
Как поступить?
В школы с углубленным изучением иностранных языков принимают с первого класса. На собеседовании у детей проверяют не знание языков, а готовность к обучению по усложненной программе: логическое мышление, способность концентрироваться надолго, внимательность и умение использовать помощь взрослого. Могут проверить и наличие музыкального слуха: музыкально одаренные дети лучше усваивают иностранные языки.
При всех школах есть подготовительные отделения для дошколят, в которые, по возможности, лучше походить. Алла Иванкова, мама будущего первоклассника: `В этом году нам в первый класс. В нашем районе есть `английская` спецшкола. На ее сайте было объявление - набор в первый класс с 1 апреля. Мы пришли пятого. Оказалось, что мест уже нет: все три параллели набраны из детишек, посещавших подготовительные занятия`.
Лингвистические гимназии основной прием осуществляют в 5 класс. Как правило, в этих школах есть существенная текучка: не все дети выдерживают нагрузку. Поэтому, есть возможность прийти в школу и позже: время от времени места появляются.
Лицеи рассчитаны на старшую ступень среднего образования. Обычно прием ведется в 7,8 или 9 классы.
И в лицеях и в гимназиях, в отличии от спецшкол, правомерны полноценные экзамены по основным предметам: иностранному, русскому, математике. Кстати, "королева наук" в языковых школах не забыта: во многом лингвистика построена на математических построениях и алгоритмах. Екатерина Леонова, выпускница гимназии ?1531: `Хотя гимназия лингвистическая, хорошо преподают и другие предметы, в том числе математику. Многие мои одноклассники, без помощи репетиторов поступили в престижные технические вузы без проблем`.
Этнокомпонент
Школы с определенным этнокультурным компонентом в большинстве своем рассчитаны на выходцев из других стран и детей от смешанных браков. Так, в столице есть школы с корейским, еврейским, испанским, литовским и другими уклонами.
Статус подобных школ предполагает не просто углубленное изучение заявленного языка. Основная задача - сохранение культурного наследия. Ребята изучают традиции предков, историю народа и государства. Посещают этнографические музеи, ездят на экскурсии и в туристические поездки.
Кстати, существуют и школы с русским этнокультурным компонентом. Они совмещают в себе черты исторических и языковых учебных заведений. Основной упор делается на изучение российской истории, литературы и русского языка. Юлия Кочанова, выпускница школы N 1073: `В программе занятий был целый ряд специальных предметов: этнография, культурология, этикет. Углубленно проходили историю (5 раз в неделю). Многие из нашей школы становились победителями городских олимпиад по литературе, истории. В школе есть музей русской культуры с предметами русского быта, в том числе раритетными экспонатами. Проходили традиционные русские праздники, разыгрывались сценки`.
Вступительные испытания в `этнокультурные` школы не предусмотрены. Принимают всех желающих при наличии мест. И главное: национальность значения не имеет.
Юлия Бобкова
журнал Куда пойти учиться N 16
[an error occurred while processing this directive]