Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

"Вечная весна" или психический инфантилизм

<<назад

Некоторые дети взрослеют медленнее, чем их сверстники. Имеется в виду не их рост и размер обуви, а запаздывание в формировании определенных психических качеств. Свойственные этим ребятам особенности принято обобщенно называть психическим инфантилизмом.

Термин "инфантилизм" употребляется врачами для обозначения личностной незрелости, детскости психики с преимущественным отставанием развития эмоционально-волевых качеств. Ребята с проявлениями психического инфантилизма реагируют, рассуждают и ведут себя, как дети младшего возраста. Они отличаются наивностью, беспечностью, склонностью к игровым интересам, несамостоятельностью, недостаточной ответственностью и стремлением к удовольствиям, не способны к волевому усилию, преодолению трудностей, умению сдерживать свои чувства. У инфантильных детей часто меняется настроение, от бурных проявлений радости и восторга они легко переходят к слезам, рыданиям, обиде и отчаянию. Их переживания поверхностны, неглубоки и изменчивы. Они поразительно беспечны, не учитывают последствий собственных поступков, не умеют учиться на чужом опыте.

К началу обучения в школе инфантильные дети недостаточно "созревают" и в полной мере не понимают предъявляемых к ним требований: относятся к учебе, как к игре, во время урока отвлекаются, болтают, рисуют в тетрадях, роняют предметы, прячутся под парту, мешают сверстникам. Их внимание рассеивается, ребята нередко мечтают, отключаются от реальности, и учителю приходится постоянно "возвращать их на землю". Такие дети склонны к дурашливости и клоунаде, отличаются неусидчивостью, расторможенностью, неумением вести себя на уроке. Дети-инфантилы, как правило, неистощимы в играх, но быстро устают и пресыщаются при учебе. Нередко они предпочитают общество младших детей или, напротив, взрослых, покровительствующих им. Словом, по своему психическому облику эти ребята еще не ученики и к школе, строго говоря, не готовы.

Детей с проявлениями психического инфантилизма немало.

Все инфантильные субъекты учебе предпочитают развлечения, удовольствия и постоянную смену впечатлений. Им хочется больше видеть, слышать, узнавать, однако это полезное накопление сведений о мире происходит, как у маленьких детей, по типу рефлекса "что такое?". К серьезной, планомерной работе, глубокому анализу эти субъекты не готовы, процесс познания инфантильных личностей протекает под лозунгом "Больше зрелищ!". Эта особенность инфантилов получила название "сенсорная жажда" (или "сенсорный голод").

Понятно, что и среди призывников в армию встречается немало инфантильных ребят. Врачам они доставляют много хлопот, так как заведомо ясно, что из-за психической незрелости им будет нелегко соблюдать армейскую дисциплину. Жесткие требования, тяготы службы, скорее всего, вызовут невротический срыв у таких субъектов. Но бывает и иначе: армия закаляет инфантилов и способствует их взрослению. Поэтому то или иное решение принимается врачами индивидуально, с учетом всех факторов, и прежде всего вида психического инфантилизма.

Дело в том, что инфантилизм - разный, и прогноз у каждой формы психической незрелости различен. В ряде случаев врач замечает, что инфантильные особенности поведения сочетаются со слабой памятью, низкой успеваемостью, утомляемостью, медлительностью и несобранностью ребенка. Как правило, находятся указания на определенные осложнения в период беременности или родов, тяжелые болезни первых лет жизни. Становится ясно, что психический инфантилизм вызван органическим изменением мозга в раннем возрасте, и при этом требуется особая лечебная тактика.

Подчас незрелости суждений и реакций, отсутствию взрослых форм поведения сопутствуют склонность к рассуждательству, односторонние особые увлечения (археология, этнография, биология, космос), неглубокие эмоциональные привязанности и трудности при контактах со сверстниками. Психоневролог, фиксируя подобные `странности`, склоняется к мысли о том, что инфантилизм ребенка является частью более сложного состояния - возможно, душевного заболевания.

Такие проявления психического инфантилизма, как несамостоятельность, непосредственность, внушаемость, изменчивость настроения, могут выступать вместе с особенностями, характерными для эндокринных расстройств. В случае недостаточной функции щитовидной железы, к примеру, это могут быть вялость, медлительность, низкая активность; при изменениях со стороны гипофиза - хозяйственность, бережливость, стремление к порядку, склонность поучать других и т.п.

Ученым до сих пор неясно, может ли сформироваться инфантилизм из-за единственной причины - неправильного воспитания или в его развитии непременно участвует ряд факторов. Сейчас считается, что чаще всего инфантильными остаются дети, ошибочное воспитание которых совпало с определенными природными изъянами. О некоторых из них я упомянул ранее. В отдельных случаях, однако, мы, врачи, убеждаемся, что ребенок испорчен прежде всего неблагоприятной средой и неверным отношением к нему в семье. Единственной причиной детскости иногда является изнеживающее воспитание, при котором ребенок ограждается от любых жизненных трудностей и невзгод, лишается самостоятельности и возможности что-то решить самому.
Стремление родителей все сделать за своих отпрысков, максимально облегчить им жизнь, "подстелить соломку" оборачивается формированием черт крайней психической незрелости у детей. Если ребенка долго кормить с ложечки, то он никогда не научится есть самостоятельно. Наступает момент, когда надо "отпустить вожжи", чтобы ребята научились шагать самостоятельно.

Таким образом, каждая форма психической незрелости имеет свои отличительные особенности и, разумеется, разные исходы. Только врач с определенной долей условности может сказать, наступит ли у вашего ребенка взрослость и когда это произойдет.

При обычном, или, как выражаются психиатры, неосложненном, инфантилизме прогноз благоприятный, со временем дети становятся более зрелыми и ничем, по сути, не отличаются от сверстников. Большей частью положительных сдвигов можно ожидать к 10-12-летнему возрасту.

Незрелость касается, понятно, эмоционально-волевых проявлений, ничуть не затрагивая интеллектуальную сферу: `вечно молодой` субъект может быть вполне разумным, способным и талантливым. В отдельных сферах человеческой деятельности (музыка, изобретательство, сочинительство, актерство) высокие достижения как раз и возможны вследствие известной яркости, образности, живости мышления, выразительной эмоциональности и непосредственности поведения. Таковы многие актеры и художники, таким, вероятно, было ощущение мира у Андерсена, знаменитого сказочника, и иных литераторов.

Что посоветовать родителям инфантильных детей? Хотелось бы сказать, что при этих состояниях все просто: ждать...

Молодость - это тот недостаток, который быстро проходит. Однако, строго говоря, такого рода утверждения относятся лишь к нечастым проявлениям неосложненного инфантилизма. В иных случаях необходимо соответствующее лечение, иногда - достаточно серьезное.
Нелишне напомнить, что преодоление психической незрелости немыслимо без элементарных воспитательных приемов: надо всячески поощрять стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному отношению к порученному делу. Совершенно необходимо участие в этих делах отцов, особенно при воспитании мальчиков.


Владислав Брагинский,
врач-психоневролог,
кандидат медицинских наук,
заслуженный врач РФ.

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru