Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог ВУЗов
Каталог сотрудников
Законодательство
Единый госэкзамен
Программы
Тесты и экзамены
Бизнес-образование
Абитуриенту
Рефераты !!!
Дистанционное обучение
Конференции
Публикации
Стипендии и гранты
Сценарии
Полезные советы
Студенческая пресса
Трудоустройство
Литература
Наши партнеры
Гостевая книга
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Передряги "дорожного происшествия" ... Или механизм ЕГЭ в Китае

 1  2  3 

За десятилетия выпускники китайских школ свыклись с практикой единого общегосударственного экзамена, тем не менее руководители системы образования КНР видят, что она далека от совершенства. Поэтому в то время, как они с интересом изучают опыт действовавшей в России да и ныне еще не отмененной системы приема экзаменов непосредственно в конкретное высшее учебное заведение, нам представляется полезным рассмотреть механизм ЕГЭ у наших соседей.

Прежде всего обратимся к основным тенденциям общей реформы высшей школы в Китае, вызванной переходом страны к рыночной экономике. В целом система высшего образования в Китае достаточно иерархична. Наряду с государственными ВУЗами (их 1058) действует более тысячи негосударственных, где к началу столетия обучалась треть всего студенческого контингента страны. А с 2002 г. в связи со стремительным расширением сети полных средних школ предполагается еще увеличить численность негосударственных ВУЗов и долю обучающихся в них.

Не имея возможности расширять систему регулярного высшего образования, Китай в конце ХХ в. разделил высшую школу на потоки. Ставка сделана на массовую подготовку специалистов для мелких и средних предприятий через систему экстерната и нерегулярных ВУЗов, в том числе - для взрослых.
В области высшего образования, подтвержденного государственными дипломами, отчетливо наметился курс на многоуровневую подготовку специалистов. Наряду с учебными заведениями полной программы (за 4-5 лет - бакалавр, еще два года для получения степени магистра) государство поощряет создание в провинции специализированных ВУЗов и факультетов с 2-3-летним сроком обучения.

Основные же усилия и бюджетные средства правительство КНР сконцентрировало на сотне `ключевых` ВУЗов, призванных обеспечить технологический рывок в информационное общество.
В ходе реформы расходы по обеспечению прав граждан на получение образования правительство КНР разделило между обществом и отдельными гражданами, сохранив платность на ступени полной средней школы (сверх обязательной бесплатной девятилетки) и постепенно, с 1994 г., начав брать деньги за обучение во всех средних и высших государственных профессиональных учебных заведениях.

Приняв `Закон о высшем образовании` и нащупав эффективный механизм реформы, с конца 1990-х годов правительство КНР взялось за перемены в полную силу - оно объявило политику массовизации высшего образования, характерную для строящегося постиндустриального общества. Повышенное внимание к подготовке высококвалифицированных кадров нового образца привело к тому, что накануне ХХI века сократившееся в середине последнего десятилетия число регулярных ВУЗов снова стало расти, а на основные отделения поступило студентов на 47,4% больше, чем в 1998 г. Причем осуществлено это было прежде всего за счет стремительного развития высших профессионально-технических училищ. В результате предпринятых правительством КНР мер к началу нынешнего столетия количество обучающихся в ВУЗах всех категорий достигло 7,2 млн человек. Доля лиц в возрасте 18-21 года, охваченных обучением в высшей школе, которую первоначально предполагалось поднять до 8%, реально составила 10,5%, а к 2005 г. должна выйти на рубеж 15%. Всего в 2001 г. в стране было 4,5 млн абитуриентов (из них 77,6% - выпускники полных средних школ).

Однако остающийся дисбаланс между спросом на квалифицированных специалистов и предложением стимулирует сохранение модели школы, ориентирующей на ВУЗ. Именно эта модель, уходящая корнями в национальные традиции, преобладала в Китае к началу рыночных реформ и, к сожалению, не изжита до сих пор. Например: если в первые два года обучения на последней ступени полной средней школы 35 из 40 учебных недель отводятся на регулярные классные занятия, а 3 недели - на повторение и экзамены (еще 2 - общественная практика, в том числе военная подготовка и трудовое техническое воспитание), то на третьем, последнем году обучения только 26 недель отдают регулярным занятиям. Остальное время уходит на повторение и подготовку к выпускным экзаменам. Хотя официальные китайские документы еще в 1990-х годах наметили переход к новой образовательной парадигме постмодернистского пространства, нацеленной на `совершенствование качественных характеристик личности`, включающих нравственный и общекультурный облик человека, ситуация почти не меняется. Ведь подобная реформа требует длительного времени. Любопытно, что официальная статистика КНР утверждает: за 1990-е годы процент выпускников школ, поступающих в ВУЗы, резко вырос - с 27,3 до 73,2%. Это престижно для страны. На самом деле он явно ниже, ибо сюда включены и те, кто занимается на телеотделениях при регулярных ВУЗах.

В первой половине 1990-х годов вступительные экзамены в ВУЗы (6-7 дисциплин, базировавшиеся на единой программе) осложняли диверсификацию школ. Хотя лет десять ранее Министерство образования КНР неофициально предоставило учителям право выбирать любую из двух разработанных учебных программ - обычную или повышенной сложности, школы этим правом не могли воспользоваться, ибо одновременно престижным ВУЗам разрешили спрашивать абитуриентов по разделам из усложненных программ.

 1  2  3 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru