Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог ВУЗов
Каталог сотрудников
Законодательство
Единый госэкзамен
Программы
Тесты и экзамены
Бизнес-образование
Абитуриенту
Рефераты !!!
Дистанционное обучение
Конференции
Публикации
Стипендии и гранты
Сценарии
Полезные советы
Студенческая пресса
Трудоустройство
Литература
Наши партнеры
Гостевая книга
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Высшее образование - доступнее для сельских школьников?!

 1  2  3  4  5 

Не для рекламы

- И с чего взяли, что единый экзамен должен увеличить доступность обучения в ВУЗах для сельских детей? Чушь какая-то, - резко бросил как-то один знакомый журналист, впрочем, весьма далекий от мира образования. - Чтобы хорошо такой экзамен сдать, надо знания иметь... на уровне. А шансы на поступление в ВУЗы для детей из села ЕГЭ не только не увеличит, а, пожалуй, даже уменьшит, поскольку беспристрастно отразит все прорехи сельской школы. Сегодня и доказывать не надо, что в городе значительно больше возможностей у всех: у детей - получить качественное среднее образование, у родителей - его профинансировать...

Что можно было ответить на это? Практически все, что сказал этот журналист, житель мегаполиса, выглядело верным и вполне логичным, кроме одного. Как показали итоги уже первого этапа эксперимента, количество детей из села, поступивших в ВУЗы в 2001 году по сертификатам ЕГЭ, по сравнению с позапрошлым годом увеличилось на несколько процентов. В Чувашии, например, эта цифра составила 5,1 процента. В Высшую школу экономики в прошлом году по результатам ЕГЭ поступило 19 выпускников чебоксарских школ, а в текущем - 38 юношей и девушек республики, тогда как за все 10 лет существования этого престижного ВУЗа - всего семь. Заинтересовался ребятами-`звездочками` из Чувашии и Казанский технический университет, бывший авиационный институт: представители ВУЗа вот уже второй год приезжают в республику и по результатам ЕГЭ отбирают выпускников - в 2001 году таким образом было принято 26 человек, а в 2002-м - 31. Сами дети вряд ли рискнули бы отправиться поступать в соседнюю республику.

Но и журналист по-своему прав: сам по себе единый экзамен качество образования, в лучшем случае, может лишь измерить, но не изменить. Однако он может стать сигналом о необходимости изменений.
И когда я приехала в Чувашию, чтобы познакомиться с ходом эксперимента по ЕГЭ, на все смотрела сквозь призму главного вопроса: увеличение доступности высшего образования благодаря единому экзамену - это рекламный прием сторонников модернизации или реальное явление?

На автобусе в лучшее будущее

Чувашская Республика, один из пяти регионов-`ветеранов` ЕГЭ-движения: второй год в эксперименте! Расположена в центре европейской части России. 40 процентов ее населения - сельское. Примерно такое же и соотношение сельских и городских школьников - 42 и 58 процентов, однако самих школ в селах почти 78 процентов. В последние годы вопрос, как сделать образование для всех детей качественным и доступным, стал основополагающим в образовательной политике руководства региона. Чувашия - республика дотационная, много вкладывать в модернизацию образования не может, но зато участвует в целом ряде программ и проектов, так или иначе способствующих решению этой проблемы. Еще до эксперимента по ЕГЭ, в 1998 году, в республике задумались о реструктуризации сельской школы.

- К концу ХХ века с образованием на селе сложилась очень непростая обстановка, - считает министр образования Чувашии Галина Чернова. - Сельская школа отставала и в 60-70-е годы, но сейчас это особенно заметно. Классы и школы становятся меньше, учителя теряют мотивацию к качественному обучению - не только из-за низкой зарплаты, но и в силу чисто педагогических причин. Мы проанализировали ситуацию за многие годы во всех малокомплектных девятилетках одного из районов. Ни один ребенок из тех, кто потом окончил полную среднюю школу, в ВУЗ не пошел. Им не хватило базы, которую дает девятилетка, чтобы достойно осилить программу за 10-11 класс и выйти на уровень, позволяющий поступить в ВУЗ. Это же преступление по отношению к ребенку!

Поэтому одним из главных приоритетов нашей образовательной политики стало обеспечение доступности качественного среднего и высшего профессионального образования для сельских детей. Вот уже три года в республике действует специальная целевая программа `Сельская школа`. Собственно, по этой же причине мы и на эксперимент по ЕГЭ пошли. Способствует росту доступности образования еще одна наша программа - `Школьный автобус`. 71 школа республики к началу этого учебного года получила новый автобус - красивый, с национальной символикой. Есть школы, в которые дети ходят издалека, потому что в них лучше учат. Уже 7-8 лет назад на селе при активном участии ВУЗов республики начали создаваться лицеи, профильные классы, собирающие детей с 10-15 окрестных деревень. Обучение одного ребенка в малокомплектной школе непомерно дорого. Поэтому мы предпочли в каждом районе создать несколько базовых полных средних школ. Однако параллельно идет и другой процесс. В небольших селах мы объединяем школы-девятилетки с клубами. Если есть хорошее здание клуба, пристраиваем к нему учебный корпус. Порой здесь же открывается фельдшерский пункт.

 1  2  3  4  5 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru