Разговоры о необходимости радикального преобразования школы последние десять лет не утихали, но только в прошлом году реформаторы перешли от слов к делу: в Чувашии, Якутии и Марий Эл начался эксперимент по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ). В этом году будет сделан следующий шаг на пути модернизации образования: в вузы республик, участвующих в эксперименте, будут принимать по специальным денежным сертификатам - Государственным именным финансовым обязательствам (ГИФО). Впрочем, ЕГЭ и ГИФО не более чем вершина айсберга, перемены задуманы серьезные. В декабре прошлого года правительство утвердило новую стратегию развития образования. Авторы проекта считают, что суть их концепции передает лозунг: "Доступность - качество - эффективность". Иными словами, образование должно соответствовать рынку труда, быть качественным и доступным всем слоям населения. В ряду мер, обеспечивающих решение поставленной задачи, называются следующие. Всем учебным заведениям обещают хозяйственную самостоятельность, а организациям и частным лицам, вкладывающим деньги в образование, налоговые льготы. Естественно, чтобы воплотить эту идею в жизнь, потребуется пересмотреть некоторые статьи Бюджетного и Налогового кодексов. Школы, вузы и учебные заведения системы профтехобразования переходят на нормативное (подушевое) финансирование. Чтобы обеспечить приток молодых кадров в образование, здравоохранение и сельское хозяйство, вводится система кредитов. Отсрочка от призыва в армию будет теперь распространяться на всех молодых педагогов, а не только на учителей сельских школ. Ответственность за выплату зарплаты учителям реформаторы предлагают переложить на субъекты федерации. (Правда, уже сейчас ясно, что осуществление этой идеи невозможно: после декабрьского повышения зарплаты бюджетникам оказалось, что новый объем расходов не под силу более трети регионов). В общем образовании предполагается принять госстандарты и ввести профильное обучение в старших классах. Структура изучения многих школьных дисциплин будет изменена: на смену линейному подходу, когда изучение курса начинается в средних классах и заканчивается в старших, придет концентрический, чтобы к моменту окончания девятилетки ученики имели целостное представление о предмете. Информатику и иностранные языки во всех школах будут изучать со второго класса. А кроме этого, учебные программы обогатятся курсами экономики и права: по мнению реформаторов, эти предметы облегчают социализацию личности. Но главные надежды разработчики концепции возлагают на ЕГЭ и ГИФО. С помощью этих механизмов планируется изменить систему финансирования вузов и нанести сокрушительный удар по институту репетиторства. Что из всего этого может получиться и что стоит за пока загадочными для многих названиями ЕГЭ и ГИФО, мы попросили прокомментировать экспертов. Источник: Елена Шарова |