Дистанционное обучение - одна из важнейших составляющих современной образовательной среды. Но законодательных документов, регламентирующих этот род подачи знаний, пока нет. Как скоро появятся соответствующие документы?
В ближайшие десять лет наше общество ждут по-настоящему революционные изменения в системе образования, особенно высшего, связанные с развитием новых информационных технологий. Согласно планам европейских коллег, к 2010 году в масштабах Европы будет создана единая структура образования.
Она, по их мнению, должна включать, во-первых, 12-13 лет обучения в школе, затем трех-четырехлетний бакалавриат и год-два магистратуры.
А во-вторых, все курсы, преподаваемые в разных странах Европы, будут переведены на новую систему кредитов. Или, как мы называем ее - систему зачетных единиц. Это необходимо для того, чтобы каждый желающий получить знания в той или иной научной области, мог, воспользовавшись Интернетом, дистанционно выбрать понравившийся курс любого европейского университета, то есть прослушать его у себя на родине. И, набрав определенное число зачетов-кредитов, получить диплом о высшем образовании того или иного ВУЗа.
Борьба на международном рынке образовательных услуг сегодня идет жесткая. Чтобы полноправно и успешно участвовать в ней, 33 европейские страны уже вступили в Болонскую сеть, подписав соответствующие обязательства. Когда Россия обратилась с просьбой принять и ее в эту компанию, нам ответили, что сейчас процесс принятия новых членов приостановлен. Только в октябре будущего года в Германии приступят к выработке критериев и требований для приема новичков.
Но ждать сложа руки в обстановке такой конкуренции, мягко говоря, неразумно. Надо уже сейчас создавать свою многоуровневую систему в образовании и свою кредитную систему зачетов полученных знаний, чтобы наши специалисты чувствовали себя уверенно на современном рынке труда. Для реализации таких революционных изменений необходимо и соответствующее законодательство. Пять лет в отечественном образовании шел эксперимент по использованию возможностей дистанционного обучения (`Поиск` ? 28-29, 2002). По его итогам разработан проект нового закона, касающегося применения дистанционных технологий в образовании. Недавно прошло заседание комиссии, которая окончательно утвердила все поправки и мнения, присланные регионами. Текст законопроекта внесен на рассмотрение в Госдуму.
Вот суть этого проекта: дистанционные технологии в учебном процессе в той или иной мере может использовать любой преподаватель. Но если окажется, что более 70 процентов всех курсов в ВУЗе реализуется на основе ДО, значит, высшее образование студент получает полностью дистанционно. В этом случае потребуется специальное разрешение Минобразования РФ - лицензия на такой род образовательной деятельности. Чтобы подтвердить свои силы и возможности, ВУЗ должен будет представить соответствующую техническую базу: качественные сети с высокой пропускной способностью, позволяющие вести интерактивное общение с каждым студентом, должное количество компьютеров, наличие электронных обучающих программ и методических разработок. Придется проверить и степень владения новыми информационными технологиями самих преподавателей. Такая аттестация учебных заведений даст их коллективам право на реализацию программ высшего образования в полном объеме дистанционными методами. Надеемся, уже в ближайшее время этот законопроект будет принят Федеральным Собранием.
Нина Шаталова
Газета "Поиск" N 45-46 Официальный сайт министра образования В.М. Филиппова |