Сегодня, по оценкам, в России насчитывается от 600 до 700 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Многие из них в будущем - потенциальные учащиеся ПТУ и колледжей. Однако доступно ли на самом деле выпускникам детских домов и школ-интернатов качественное профессиональное образование, обсудили на прошедшем на этой неделе в Москве Всероссийском совещании по проблемам адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ежегодно из российских детских домов и школ-интернатов выпускается около 12 тысяч детей. Около 85 процентов из них продолжают своё образование дальше. Примерно 60 процентов поступают в профтехучилища, рассказала во время своего выступления старший научный сотрудник лаборатории профилактики беспризорности Московского городского психолого-педагогического университета (МППГУ), председатель правления Некоммерческого благотворительного фонда `Надежда` Екатерина Селенина. При этом, по её словам, больше всего выпускников детских домов учатся в учебных заведениях, которые не обладают набором востребованных на рынке специальностей, нерентабельны и непопулярны у `семейных` детей.
`Те профтехучилища, которые находились на выселках, в деревнях, в труднодоступных местах, где был неважный преподавательский контингент и федеральное финансирование, надо было поддержать. Как их поддерживали? Направляли туда детей из детских домов и школ-интернатов по принципу койко-место. [В результате] мы получили учреждения, в которых контингент детей-сирот доходил до 50 процентов`, - отметила она.
Основная деятельность этих учебных заведений - подготовка молодых сотрудников, необходимых региону, а не работа по социальной реабилитации и адаптации бывших детдомовцев, напомнила Селенина. `Их функциональный штат и кадровые условия не соответствуют потребностям той группы, которую они набрали. <:> Это серьёзная проблема - разница между целями профессионального образования и потребностями их основного контингента`, - уточнила она.
По её мнению, существует несколько путей решения данной проблемы. В частности, можно расширить штат профтехучилищ, где присутствует большой процент бывших детдомовцев, специалистами, которые будут оказывать им необходимую социально-педагогическую помощь. В некоторых регионах уже работают программы, согласно которым службы сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов включены в состав ПТУ. Несмотря на эффективность таких программ, это дополнительная финансовая нагрузка на регион. Другой путь - создание центра постинтернатного сопровождения вне стен учебных заведений системы НПО или СПО (по нему идут Новосибирская область, Бурятия, Башкортостан).
Кроме того, существует и другая проблема, которую тоже необходимо решать. Распределение детей в учебные заведения по принципу наличия койко-мест нарушает их основные права на доступность любого образования. Однако сегодня эта проблема может на время отойти на второй план: если проект нового закона `Об образовании в РФ` будет принят, системы НПО в России может не стать. Точнее, предполагается объединить НПО и СПО под эгидой среднего профессионального образования. И как тогда будет решаться вопрос дальнейшего образования и социальной адаптации бывших детдомовцев, если уже сейчас главным фактором в выборе ими будущей профессии является наличие общежития, пока неясно.
Strf.ru
|