:Под торжественную музыку оглашается имя победителя. Симпатичная женщина в коктейльном платье смущаясь выходит на сцену. Зрители, аплодируя, встают. Среди них много нарядных дам. Это не кинопремия и не конкурс красоты - чествуют победителей всероссийского конкурса `Воспитатель года-2011`. И мне кажется, что этот конкурс в чем-то важнее и влиятельнее самого пафосного конкурса фотомоделей. Здесь не только определяют лучшего (что довольно условно, потому что все приехавшие воспитатели по сути своей - лучшие), но и знакомятся, делятся опытом. Завязываются дружеские отношения - и личные, и профессиональные - на многие годы.
60 `вторых мам`
Конкурс совсем молодой - его проводят только во второй раз. Инициаторы - Минобрнауки РФ и Общероссийский профсоюз образования. За звание лучшего воспитателя России боролись 60 участниц из различных регионов.
Мне было интересно, а на основании чего строгое жюри выбирает самого-самого. И вот первый этап - творческая презентация. Нужно показать себя и свои методы работы с детьми. Второй этап - практические занятия с малышами. Мастер-классы проводили в детсадах подмосковного городка Московский. Каждая воспитательница старалась увлечь детишек какой-нибудь интересной темой. Например, Ирина Виноградова из Московской области рассказывала про народные игрушки, которые делают в области. Елена Ворошило из Карелии провела занятие про свойства воздуха. А Наталия Лебедева из Костромской области представила свой проект по астрономии и средствам измерения времени.
После этого испытания определились лучшие из лучших - десятка финалистов. В нее попали воспитатели из Московской, Костромской, Пензенской, Вологодской и Ивановской областей, Пермского края, республик Карелия и Марий Эл, Санкт-Петербурга и Ханты-Мансийского автономного округа.
Но, конечно, участники конкурса не только соревновались. У воспитателей из регионов была возможность пообщаться с методистами и федеральными чиновниками. Обсуждали проблемы зарплаты, отсутствие одобренных Минобром программ для детей `с особыми образовательными потребностями` и вообще примерных образовательных программ для детсадов, которые стали бы основой для работы педагогов на местах.
Чего не умеют родители
Последним и решающим этапом конкурса стал `круглый стол`. На практике педагоги уже показали себя - теперь им предстояло продемонстрировать свой интеллект, навыки и лидерские качества. Начавшись с простого вопроса - `В чем миссия воспитателя?`, дискуссия все усложнялась: участниц расспрашивали о методах работы с одаренными и отстающими детьми и о том, стоит ли воспитывать и родителей, которые не всегда правильно обращаются с чадами.
Тема взаимодействия с родителями оказалась больной для многих воспитателей. `Они воспринимают детсады как камеры хранения, куда можно сдать ребенка на несколько лет, чтобы мы его воспитали`, - жаловались педагоги. Прозвучали данные соцопроса, где детей просили рассказать, что не умеют делать их родители. Результаты были неутешительные: самый популярный ответ - `играть`, второй по распространенности - `улыбаться` и третий - `разговаривать со мной`. Ну и что делать с такими папами и мамами? Прежде всего вызывать на честную беседу - ведь, как правило, родители проблемных детей прячутся от воспитателей, не желая слушать неприятные новости.
Затронули в дискуссии и государственные стандарты - воспитательницы высказывали свое мнение о том, нужны ли какие-либо стандарты в дошкольном образовании. Мнения были разные. `Нельзя лишать ребенка индивидуальности, чтобы облегчить нам труд!` - заявила одна воспитательница. `Государственный стандарт полезен как общий ориентир для педагогов из разных регионов и как метод контроля качества`, - считала другая. `Приказ существует, а мы как в армии - постараемся исполнять`, - шутила третья.
- Конечно, `круглый стол` был самым сложным испытанием! - делились потом со мной впечатлениями участницы. - Это был очень ответственный момент, ведь работа с родителями и детьми - по нашей части, а вот разговоры на теоретические темы для нас непривычны. Мы же не управленцы, мы - практики!
- Самый трудный вопрос - о новых государственных стандартах. Пока это все достаточно далеко от нас, и мы не до конца понимаем, чего от нас хотят. Нам требуется помощь методистов. Но в любом случае приятно, что к нашему мнению прислушиваются.
Я спросила членов жюри, что им больше всего запомнилось за время конкурса.
- Самое показательное испытание, конечно, занятия с детьми. Когда ты видишь, как у малышей загораются глаза при виде незнакомых воспитателей, понимаешь, что имеешь дело с настоящими профессионалами, - сказала Ольга Мельникова, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования.
- `Круглый стол` - тоже важный конкурс, - заметил Александр Машуков, помощник ректора Челябинского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. - Конечно, считается, что воспитатель должен иметь развитые коммуникативные навыки, но, как правило, ему приходится общаться только с детьми и родителями. А говорить о проблемах дошкольного образования перед широкой аудиторией - непривычно. Но, мне кажется, это правильно, что у практиков спрашивают мнения по методическим вопросам - только так можно достичь гармонии в системе образования.
По мнению жюри, состязание - способ не только поощрить талантливых воспитателей, но и привлечь внимание общественности к этой профессии, поднять ее престиж.
В детсаду работать интересно
В результате обладательницей главного приза - `Хрустальной жемчужины` - стала Наталья Помпеева, учитель-логопед детского сада `Снежинка` из поселка Новоаганск (Ханты-Мансийский автономный округ).
- Что я сейчас ощущаю? Полную нереальность происходящего, - поделилась со мной Наталья. - Представьте только - я приехала в Москву из самой глубинки. От нашего поселка - 7 км до соседнего села, 50 км - до ближайшего небольшого города и 200 км - до города Нижневартовска. Население - 10 тысяч человек, две школы, три детских сада. И мне удалось пройти все этапы конкурса и победить! Теперь я уверена: возможно все.
- Почему вы вообще решили стать воспитателем? Ведь это трудная и зачастую неблагодарная работа:
- Я сразу поняла, что это мое призвание. У моих родителей была большая библиотека, я любила читать книги по педагогике, большое впечатление на меня произвела `Педагогическая поэма` Макаренко. А потом я засомневалась, стоит ли мне идти в школу или работать с дошкольниками. Честно говоря, боялась, что школу не потяну. И вот оказалось, что детсадовцы - действительно мое. Много училась - сначала в педучилище, и должна сказать, что с точки зрения практики это куда более сильная школа для педагога, чем институт. Потом окончила вышку в Ульяновском педагогическом институте и получила специальность логопеда в Новосибирском университете.
- Часто высказываются мнения, что современные дети, выросшие в мире новых технологий, - это какое-то совершенно особое поколение, требующее другого подхода к воспитанию. А вы что думаете?
- Да, все начали говорить: `Куда катится мир - дети не читают, не хотят ничего учить, они другие`. Но на самом деле все мы одинаковые. Сейчас появились новые информационные возможности, для них это естественная среда, и ее надо использовать как преимущество им на благо, при обучении и воспитании. Но это такие же дети, как и 10 лет назад, они играют, делают секретики (смеется). И так будет всегда.
- Дети всегда одни и те же, - соглашается с Натальей Ирина Виноградова из Подмосковья. - Даже когда в чем-то бегут впереди нас, ориентируются в компьютерном мире и т. д. И главные навыки, которым их стоит научить еще в детском саду, - умение экспериментировать, задавать вопросы, не бояться взрослых и ловко оперировать знакомыми понятиями. А знания по конкретным предметам потом приложатся. Да и нам, педагогам, всегда есть чему поучиться у детей, они все время изумляют. Вот забавный случай из моей практики: как-то раз я проводила занятие по артикуляции, рассказывала малышам про язычок, как он живет, высовывается, прячется в домике, за забором из зубок. И тут мне один мальчик шепелявя говорит: `А вы знаете, мой-то забор совсем дырявый!` Такой находчивости и самоиронии могут позавидовать многие взрослые.
ЦИФРА
Сегодня в российских детсадах работают почти 600 тысяч воспитателей.
ЗНАЙ НАШИХ!
Призеры конкурса в специальных номинациях
`Сердце, отданное детям` - Любовь Щербак (Ивановская область)
`Развитие` - Наталья Плугина (Саратовская область)
`Игра и игрушка` - Инна Черноскутова (Курганская область)
`Инновации и творчество` - Любовь Щербак, Ольга Колесникова (Санкт-Петербург)
`Симпатии детей` - Ольга Чащина (Республика Тыва), Наталья Рогожкина (Пензенская область), Ольга Орешкина (Ставропольский край)
`Лучшая авторская методика` - Ирина Виноградова (Московская область)
Источник:http://www.kp.ru
|