Список можно продолжать. Сколько предметов, столько и пунктов в этом печальном списке. Конечно, можно задать вопрос: а нужно ли вообще учить детей мыслить? Зачем им знать, что они что-то не знают? Зачем им эти противоречия и беспокойство? Ну, понятно, что тем, кто `пойдет в ученые`, это понадобится - ну, так пускай в университетах этим и занимаются! Конечно, с точки зрения исторических масштабов это пустяк, что у людей, воспитанных в логической культуре школьной математики, логика из инструмента превращается в паразита. Современные митрофанушки не просто заявляют: `не хочу учиться, а хочу жениться`, а добавляют `потому что...` и далее следует теоретическое обоснование на восьми страницах с указанием актуальности, имеющегося теоретического и экспериментального задела и сравнения ожидаемых результатов с мировым уровнем. Мы, возможно, и не замечаем, что в 95 процентах случаев то, что мы говорим после слов `потому, что`, совершенно не нужно. Конечно, можно пренебречь и тем, что люди, получившие современное образование в области русского языка и литературы, ограничиваются в своем общении неформальной лексикой и уголовно-торговым жаргоном. Можно закрыть глаза и на то, что люди, получившие современное историческое образование, современные социальные проблемы решают, опираясь или на асоциальные по существу методы борьбы за личное благополучие любыми средствами, или на столь же асоциальные методы типа `напиться и забыться`. Однако жизнь показывает, что дефекты образования имеют весьма и весьма печальные последствия в масштабах не только личности, но и общества в целом. Люди, воспитанные в культуре `знания без незнания`, к любому противоречию относятся с ужасом. Достаточно показать им маленький парадокс, чтобы они отказались от целой системы ценностей и пошли на поводу простенькой, формально непротиворечивой конструкции, не задумываясь над тем, имеет ли она какой-нибудь смысл и какое-либо отношение к реальной жизни. Практически все социальные катаклизмы XX века в нашей стране (да и в других, похоже, тоже) прошли под флагом именно этого социально-психологического феномена, начиная от коммунизма и кончая дефолтом. Каждый из них - будь то либерализация цен или ваучеризация, МММ или другие финансовые пирамиды, лечение по телевизору или голосование сердцем - социальный самообман, в основе которого лежит страх перед противоречием, страх перед незнанием, неумение думать. Ценность образования как средства достижения индивидуального благополучия в обществе уходит в прошлое. Новая ценность образования состоит не в том, что, окончив школу, а потом вуз, можно устроиться на должность с неплохой зарплатой, а в том, чтобы научиться не обманывать себя. Тогда и другие вряд ли тебя обманут. Необходимо научиться видеть круг своего незнания, не бояться его анализировать, думать, познавать. И считать нормальным то, что круг твоего незнания (а значит, круг противоречий и парадоксов) становится все шире и шире. А научить этому может только школа. Школа, в которой не за вопросом следует ответ, а, наоборот, за ответом следует вопрос, в которой ценным является не разрешение противоречия, а его обнаружение, в которой учат не только верить, но и не верить. Даже самому себе, если в этом есть необходимость. Алексей Боровских |