При благоприятном стечении обстоятельств Ваш ответ на каждый из вопросов билета вряд ли превысит 5-7 минут. Более того, не исключено, что произведенное впечатление будет настолько удачным, что не последует и дополнительных вопросов. Правда, в желании их задать экзаменаторы себе редко отказывают: в способности спросить что-то сверх прозвучавшего сообщения многим из них видится доказательство собственной профессиональной пригодности и превосходства. Дополнительных вопросов опасаться не следует: они также должны не выходить за рамки программы и обязательно быть по теме билета. Кроме того, помните: задавать вопросы всегда сложнее, чем давать на них ответы (так как это требует от преподавателя точного знания пределов программного материала, сосредоточенного внимания во время ответа абитуриента, наличия избытка времени). Поэтому ничего необычного Вам услышать не доведется. Дополнительные вопросы вызваны, как правило, грубыми ошибками в Вашем ответе или его существенной неполнотой. Иногда их задают с целью уточнить оценку (в случае колебания). Выход дополнительных вопросов за рамки программного материала или явное их несоответствие экзаменационному билету, превращающееся в беседу по всему курсу, - основание для апелляции. Но возражать против подобных нарушений следует лишь в случае отсутствия ответа на такие вопросы, да и то в крайне корректной и осторожной форме. В этом случае нужно идти до конца и просить записать формулировки вопросов на обратной стороне листа устного ответа, чтобы в случае апелляции можно было сослаться на несправедливость экзаменаторов. Если вы чувствуете, что экзаменатор собирается поставить оценку ниже той, на которую вы рассчитываете, попросите задать вам еще вопрос. Это может и не сработать, но все же упускать свой шанс не следует.
Письменный экзамен Все приведённые выше рекомендации касаются в основном устного экзамена. Письменный экзамен (или тест) более формален, но и более объективен. Здесь отношение к вам экзаменаторов никак не скажется на отметке экзаменационной работы, если, конечно, вы не воспользуетесь шпаргалкой или каким-либо другим подобным образом не нарушите порядок экзамена. Мы дадим Вам советы, как вести себя на письменном экзамене по таким предметам, как физика, математика, то есть, естественным наукам. Начните решать с самых легких, по вашему мнению, задач. Как правило, порядок оформления решений несущественен. В большинстве случаев кроме ответа задачи требуется и решение. Старайтесь его оформлять как можно четче. Неразборчивый почерк или небрежное оформление формально не приведут к снижению отметки, если решение правильное. На практике часто оказывается не так. Преподаватели могут при проверке пропустить правильное решение, и на апелляции вам потребуется много усилий для "восстановления справедливости". Если же вы допустили ошибку в решении, хаотичное и небрежное оформление задачи хорошо замаскируют эту ошибку. В лучшем случае вы потеряете много времени на отыскание ошибки, в худшем - не заметите ее. Не бойтесь длинных и непонятных с первого прочтения формулировок заданий. Часто, при более внимательном прочтении, длинные задачи оказываются довольно простыми. Если во время подготовки к экзамену сомнительные методики (типа подгонки решения под ответ, угадывания ответа) бесполезны, то во время экзамена можно ими воспользоваться, когда все другие стандартные способы не привели к верному решению. Не зацикливайтесь на одной задаче, если она не получается. Попробуйте решить другую. Возможно, успех в решении какой-то более легкой задачи придаст вам уверенности, и вы сможете справиться с трудной задачей. Причин, почему абитуриенты не справляются с различными задачами, довольно много. Но, наверно, самая распространенная причина - отсутствие воли к победе: "Я решил уже три задачи, наверняка это уже достаточно для тройки" или "Я уже решил несколько задач и более ничего сделать не в силах". Поскольку неизвестно, сколько задач вы решили верно, старайтесь решить их как можно больше.
|