Таким образом, "гипертрофированная" идейная роль капитализма в нашей стране, значительно большая, чем в странах с господством частной собственности или культурно и психологически предрасположенных к частной собственности и рынку, - явление внешне парадоксальное, но вполне объяснимое. Оно объясняется колоссальным воздействием на наше общественное сознание марксистско-ленинской истматовской схемы, в громадной степени определившей логику, структуру своего собственного отрицания. И одновременно это - явление очень органичное для нашей культуры, для которой, если можно так выразиться, традиционна антитрадиционность, органична неорганичность, национальна антинациональность. Мы попытались показать особенности нашей антикоммунистической демократической идеологии и происхождение этих особенностей. Теперь поставим вопрос: помогают ли эти особенности нашим демократам достичь своих целей? Если общество (или часть его) стремится перейти из одного состояния в другое, то какие-то элементы мифологизации (преувеличение, например, негативных сторон первого состояния и позитивных - второго) естественны и даже необходимы для психологической мобилизации людей. Когда, например, эстонцы, стремясь к независимости, преувеличенно расписывали ужасы советской власти, благоденствие досоветской Эстонии и блага независимого будущего, это не мешало, а помогало достичь того, к чему они стремились. Мифологизация в этом случае была "функциональной". Но помогает ли наша антикоммунистическая идеология с ее "истматовским" упором на отношения собственности достичь западных образцов? Очень характерно, что во всех наших бесконечных рассуждениях о капитализме и его преимуществах почти не присутствуют Макс Вебер и вся громадная, порожденная им "веберианская" научная традиция, хотя они в общем-то достаточно хорошо отечественным ученым известны. Дело в том, что веберовские идеи о становлении капитализма глубоко противоречат нашей схеме "перевернутого марксизма". По Веберу, не капитализм порождает соответствующее ему сознание, а определенный тип сознания, возникший в протестантской Европе, порождает "свободный рынок", капитализм как одно из своих проявлений - наряду с современной наукой, отделением религии (и идеологии) от государства, правовым демократическим обществом. Этот тип сознания - нетрадиционалистский, открытый новому и будущему, преодолевший средневековые дихотомии священного, догматического, строго обязательного и мирского, низменного и неважного, делающий все сферы жизни одновременно и подлежащими пересмотру, открытыми для развития, и важными, значимыми, а поведение человека во всех этих сферах - и свободным, и ответственным. Только такой человек может создать правовое демократическое государство - свободное и в то же время основанное на жестком подчинении закону. И только такой человек может создать в сфере экономики эффективно функционирующий "свободный рынок". Капитализм поэтому создают не "герои первоначального накопления", конкистадоры и грабители, наживавшие немыслимые богатства и потом транжирившие их. В таких грабителях нет ничего специфически капиталистического, и расхожие у нас представления о "первоначальном накоплении" как необходимом для становления капитализма периоде грабежа - это тоже заимствование из марксистской мифологии. Капитализм создавали пуритане и квакеры, законники и моралисты, видевшие в своем профессиональном труде служение Богу и создававшие жесткие правовые общества. Становление капитализма связано не с дикой погоней за деньгами, а наоборот, с "морализацией" всей сферы повседневной трудовой деятельности, в том числе и деятельности специфически "капиталистической", например, банкира, который, если он честно и самозабвенно трудится не для удовлетворения "похоти плоти", а для "славы Божией", может тем самым "спасти свою душу". Тип "свободно-ответственного" человека возникает в определенной идейной системе - системе протестантизма. Но затем в процессе развития и экспансии созданного им нового типа культуры он начинает воспроизводиться уже без этих специфических идейных оснований, отрывается от них. Он сам уже ищет для себя и создает идейные и культурные основания, разные в разных культурных традициях, перерабатывает разный культурный материал. При этом он сталкивается с разного типа трудностями, разным и по степени, и по форме "сопротивлением материала". И все успехи капитализма, все те "экономические чудеса", которые так бередят нашу душу, равно как и не отделимые от них в конечном счете "успехи демократии" - результат успешного преодоления этих трудностей, успешной переработки этих традиционных материалов.
|