Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Для правового самообразования учителя
<<назад
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

От идеологии перестройки к идеологии "Строительства капитализма в России"

Во всех странах, где произошло падение коммунистических режимов, демократические антикоммунистические движения создают разную у разных национальных движений в деталях, но общую по своей структуре схему исторического процесса. Эта схема членит историю на четыре периода.

  • Первый период - то, что было до коммунизма, - оцениваемый позитивно. Это - Россия (Литва, Эстония, Чехия и т.д.), "которую мы потеряли".
  • Второй - период коммунизма, естественно, представляющий собой "царство тьмы".
  • Третий - переходный период освобождения, сопряженный с трудностями и являющийся временем напряженной борьбы с разного рода враждебными и реакционными силами.
  • Наконец, четвертый - когда силы "добра" окончательно победят, все, что было испорчено коммунизмом, будет исправлено, наступит время свободы, богатства, счастья. В рамках четвертого периода возвращается то, что было потеряно при переходе от первого ко второму, но возвращается "на новом, высшем этапе" так, чтобы уже никогда не быть утраченным снова.

    Эта схема возникает естественно, как бы сама собой, из самого факта отвержения коммунизма, и ее элементы связаны между собой логически и психологически. Но одновременно в ней есть "архетипический" мифологический пласт. Сквозь нее проглядывает миф о потерянном и возвращенном рае, множество раз в секуляризированной форме воспроизводимый в идеологических построениях нового и новейшего времени. Схема эта подразумевает реальные действия и стремления людей. Но в то же время это и схема мифотворчества, преобразующего историческую реальность, делающего из нее "сказку со счастливым концом". Люди не просто слушают или смотрят ее по телевизору - они включены в нее, они - ее действующие лица, герои.

    Естественно, что эта спонтанно возникающая схема массового сознания модифицируется в разных странах в соответствии с их культурой и исторической памятью.
    Само собой разумеется, подобная схема есть и у нашего демократического антикоммунистического движения. У нас тоже - Россия, которую мы потеряли, муки коммунизма, ожесточенная борьба с врагами "партноменклатурой", "колхозными баронами", "коммуно-фашистами" и т.п.) и в конце - счастливая свободная Россия, живущая не хуже, чем американцы или какие-нибудь шведы, всеми уважаемая великая страна, принятая на равных в клуб "избранных", респектабельных демократических держав.

    Однако своеобразия этой схемы в России, по моему мнению, больше, чем отличий друг от друга, имеющихся в антикоммунистических исторических схемах других народов. Россия - это "особый случай", и ее демократическая антикоммунистическая идеология должна иметь некоторые принципиальные отличия от аналогичных идеологий других народов по той простой причине, что все - от азербайджанцев до венгров - могут видеть в коммунистическом периоде время российского господства, в коммунизме - систему, навязанную русскими, а в освобождении от него - освобождение от "московской тирании". Русские же - единственный из освободившихся от коммунизма народов, чья антикоммунистическая идеология не может "списать" коммунизм за чужой счет и видеть в свержении коммунистической системы национальное освобождение. К каким же идеологическим последствиям это ведет?

    Для демократических антикоммунистических движений других народов, при всех их различиях, характерно то, что национальное чувство и антикоммунизм "одновекторны". В России такой одновекторности быть не может.

    "Эндогенность" нашего коммунизма порождает логическую дилемму: или он безоговорочно плох, но тогда и мы - не так хороши, наша культура, породившая чудовище, - "дефектна", или же мы - очень хорошие, наша культура - глубочайшая, величайшая и т. д., но тогда и коммунизм не так уж плох. Эта дилемма, как правило, не проговаривается и часто даже не осознается. Более того, она прячется нами от сознания, запихивается в "подполье сознания". Но в этом подполье она живет, все время напоминая о себе и пытаясь выйти наружу. Совсем не замечать ее мы не можем. Кроме того, коммунизм у нас - не просто "свой", но это еще - и идеология, при господстве которой и на основе которой была создана величайшая русская империя.

  •  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 
     
      Copyright © RIN 2002-.
      * [email protected]