За последнее время на компьютерном рынке появилось огромное количество готовых программ, с успехом решающих задачи, для которых ранее приходилось привлекать целые программистские коллективы. Пиратская обстановка в России, как ни странно, делает эти программы еще более доступными широкому пользователю, а, следовательно, все менее нужными узкоспециализированные программистские задачи. Теперь давайте посмотрим на систему преподавания информатики в обычной средней школе. Основная часть - программирование на языке Бейсик. Для большинства - скука страшная, для многих - непонятная в принципе (программировать очень многие вообще не могут чисто по психологическим причинам). Смысл подобных занятий преподаватель объяснить не может, а иногда и не хочет. Для общего развития все это, может, и небесполезно, но и только. А вот навыки обращения с компьютером сегодня необходимы почти во всех сферах жизни - навыки обращения, а не псевдопрограммирования! Результат подобного подхода - выпускники школ не умеют работать с компьютером. Они умеют немножко программировать на Бейсике, но для этого не нужен компьютер. Для этого нужны листок бумаги и карандаш, и в данном случае скука и бессмысленность происходящего гарантируются: это программы рисования круга, эллипса или их закрашивания. Именно так и составлена школьная программа. Здесь хочется привести слова преподавателя информатики одного из московских ВУЗов: "Главная цель преподавания информатики - полностью уничтожить страх перед компьютером и позволить человеку почувствовать себя в силах просто сесть за клавиатуру и начать работать. У нас же молодой специалист приходит на работу и выясняется, что он зачем-то знает алгоритмизацию и Бейсик, а в "Word" абзац оформить не может. И разобраться с программой - тоже. Большинство современных программ устроено так, что можно сходу садиться и работать: кнопки, меню, подсказки, - все ясно. Разумеется нужна документация, научить пользоваться которой - святая обязанность преподавателя информатики. Но нет этого, и все тут". Таким образом, можно видеть, что преподавание информатики в том виде, который сейчас существует, не только бессмысленно, но и дает определенную отрицательную нагрузку. При этом появление в школах современных персональных компьютеров совершенно не меняет ситуацию к лучшему. Рассмотрим один пример. Вчерашний школьник поступает в ВУЗ на экономическую специальность. Зачем будущему экономисту знать шестнадцатеричную систему счисления и переводить числа из нее в двоичную? Это просто, этому можно научить - только зачем это ему, потенциальному пользователю? А если ребенок не пойдет в технический ВУЗ? Если ему ближе литература или история? Такому ученику и подавно все программирование с его тонкостями абсолютно не нужно. А сколько выпускников не попадает в институт! Конечно, жалко, конечно, обидно, но год до следующего поступления надо прожить. На шее у родителей сидеть можно, но уже стыдно. Идем искать работу, - а на работу берут, если компьютер знаешь. Вот и идут вчерашние выпускники, получившие "пятерки" по информатике, на курсы по изучению программных средств. Вроде и программа простая, и откровений на курсах никаких не говорят, но деньги платить приходиться. А виновата в этом (простите уж за прямоту!) школа. Не должен человек с аттестатом зрелости в кармане устраивать себе компьютерный ликбез в коммерческих фирмах. Там он должен только повышать свой уровень и становиться специалистом экстракласса, а не учебники типа "MS DOS для "чайников" читать. Посмотрим теперь на рынок рабочей силы. ВУЗы ежегодно выпускают специалистов с дипломом инженера-программиста или прикладного математика и специалистов (радиофизиков, математиков и инженеров САПР), способных работать по специальности программист. Находят ли эти специалисты применение своим знаниям? В большинстве случаев выпускники ВУЗов устраиваются работать либо операторами ЭВМ, либо системными администраторами локальных сетей, либо (после прохождения дополнительных курсов) бухгалтерами. Все перечисленные специальности, за исключением, в некоторых случаях, системных администраторов, абсолютно не требуют каких-либо познаний в программировании. Более того, все эти специальности требуют того, чему не учат ни в школе, ни в институтах - свободного владения прикладными программами, электронными таблицами, текстовыми и графическими редакторами, настольными базами данных. Таким образом, рынок рабочей силы переполнен специалистами по программированию, и ежегодно туда вливаются новые безработные молодые специалисты. В то же время, спрос на специалистов, владеющих компьютером на уровне пользователя, постоянно растет.
|