Третий этап:
Проигрывание версий Воспитатель: Ну, наверное, мы с вами уже достаточно вариантов придумали. Теперь давайте решим, кто какой вариант будет исполнять. Итак, сначала мы попробуем вежливо попросить у Волка вернуть подарки. Кто хочет это сделать? (Дети сами по желанию выбирают, что они будут выполнять.) Антон-Тигр. Если этот вариант не подействует, мы попробуем обменяться с Волком какими-нибудь игрушками и подарками. Кто будет отвечать за этот вариант? - Катя-Енот. Потом можно будет пригласить Волка на новогодний чай и попросить его принести сладости. Это будет делать Сережа-Олень. Если Волк принесет не все подарки, мы попросим его спеть с нами песню. Может, тогда он поймет, что ему с нами хорошо, решит с нами подружиться и вернет нам подарки. Кто будет играть на гитаре? - Света-Ежик. Если не подействует это, мы покажем Волку сценку про то, как звери расстроились, решив, что Дед Мороз оставил их без подарков. Разыграть эту сценку согласились Кристина-Белка, Света-Заяц и Саша-Бобер. Затем можно придумать, как кто-нибудь из нас навредит Волку, а кто-то другой его выручит. Этим займутся Лена-Лисичка и Аня-Песец. Ну а если не подействует даже это, то мы устроим конкурс на то, кто меньше всех наполнит мешок сладостями. Конкурс организует Саша-Медведь. На нашем занятии случилось так, что Настя захотела изображать Волка. После этого началось проигрывание предложенных версий по составленному плану. Были проиграны все варианты. Однако Волк все-таки не отдал подарки. У детей возникло новое предложение. Андрей: А давайте, мы как будто дадим Волку в обмен на подарки какого-нибудь зверя, а на самом деле дадим ему игрушечного. Было принято решение отдать Волку игрушечную обезьяну, сказав ему, что это енот. Теперь Волк согласился вернуть подарки. Но, когда Волк принес мешок, он сказал зверям, что за то, что они его обманули, он тоже возвращает им ненастоящие подарки. На этом игра была остановлена и детей повели пить чай. Проблемы, возникшие по ходу занятия 1. Необходимо заранее решить, кто будет исполнять роль Волка: ребенок, который хочет им быть, воспитатель или же эту роль лучше `перепоручить` какой-нибудь игрушке. 2. Нужно также решить, чем должна закончиться игра: должно ли это быть завершенное действие, или здесь важно само проживание ситуации, независимо от того, доведена она до какого-то сюжетного конца или нет. Описанное занятие было экспериментальным. Для нас было важно увидеть реакцию детей на подобную игру, понаблюдать за динамикой выдвижения версий, а также понять, в результате чего у детей начинают возникать интересные предложения. Мы пришли к выводу, что, для того чтобы игра была полноценной, необходимо отказаться от обсуждения и критики возникающих версий. Игра с самого начала должна играться, и если в ней возникают те или иные варианты действия, то они обязательно должны проигрываться, а не обсуждаться. Таким образом, дети действуют от имени героя, а не рассуждают о его действиях. Но к проигрыванию имеет смысл переходить только после того, как установлено, что дети могут выдвигать разнообразные версии поведения. Лариса Яворончук, НОУ `Солнечный круг`, Москва |