Скажем еще несколько слов о свободной игре, которая является основным видом деятельности для дошкольников. Через игру ребенок постигает мир, учится устанавливать связи с другими людьми, в игре развивается фантазия ребенка. Однако в наше время дети, окруженные невероятным количеством самых разнообразных игрушек, почти не умеют играть. Их игры примитивны и однообразны и часто сводятся к простому манипулированию предметами. Детей просто никто не учит играть. В разновозрастной группе иное положение. Здесь младшие дети получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Кроме того, если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется особая роль. Например, старшие устраивают для маленьких кукольный театр или сооружают парк с аттракционами, куда можно пройти по купленным в кассе билетам. Или строят поезд и везут всех желающих к морю, а малыши с радостью становятся пассажирами. В таких играх большие дети учатся заботиться о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки. И это очень важно, особенно для тех ребят, у которых нет младших сестер и братьев. Хотелось бы остановиться на еще одном аспекте разновозрастной группы. В такой группе у ребенка есть возможность меняться. Даже если ребенок робок и слаб, наступает такой момент, когда он становится полноправным членом группы. Он - на виду, к нему прислушиваются, от него ждут помощи младшие дети и воспитатель. Он действительно становится помощником воспитателя, он помогает освоиться в группе новым детям. Вместе с воспитателем он показывает кукольный спектакль всем детям. Так ребенок обретает уверенность в себе, учится устанавливать контакт с незнакомыми детьми, что очень важно для будущего школьника. Я вспоминаю одного робкого мальчика, который пришел к нам два года назад, в четырехлетнем возрасте. Детей он боялся и общался только с воспитателями. Играл он тоже только с воспитателями, не отходя от нас ни на минуту. Если кто-то из детей неосторожно задевал его, он пугался и плакал. Мы старались помочь нашему трусишке, осторожно вовлекая его в игры с детьми - сначала с теми, кто младше его, а затем и с ровесниками. Сейчас ему шесть, и он один из старших в группе. Поведение его заметно изменилось: теперь он может придумать и организовать интересную игру, вовлечь в нее других старших детей, он не боится быть в центре внимания, пропала его неуверенность в себе. Не думаю, чтобы в традиционной группе он так же успешно справился со своими проблемами. Конечно, работа в разновозрастной группе требует от воспитателя повышенного внимания, гибкости, глубокого знания всех этапов развития ребенка, то есть крайне серьезной подготовки. В такой группе собраны вместе дети трех, а иногда и четырех возрастных ступеней. При этом очень важно, чтобы в каждой возрастной подгруппе было достаточное количество детей (особенно это важно для старших). Поэтому разновозрастная группа не должна быть малочисленной - не менее двенадцати человек. Необходимо постоянное присутствие в группе двух воспитателей: один поддерживает игру малышей, другой выполняет текущую работу, привлекая к этому старших детей. Тогда в группе не будет скуки, в ней поселятся тепло и радость. Таким образом, мы видим, что в разновозрастной группе без каких-либо специальных разъяснений воспитателей, только путем творческого подражания младших детей старшим у ребенка формируется действительно правильное социальное поведение. Лариса Зарецкая, воспитатель, Москва, `Дошкольное образование` |