Осторожно наберите на кончик палочки те кристаллы, которые крупнее и имеют форму кирпичиков. Попробуйте их. Какие они на вкус? Правильно, сладкие. Значит, какое это вещество? Сахарный песок. В каком он находится стаканчике? В оранжевом. А можете ли вы сейчас сказать, какими на вкус будут частицы вещества в форме горошин? Правильно, они соленые. Потому что это соль. Теперь мы можем помочь Незнайке! В чем сходство и различие соли и сахарного песка? (Ответы детей.) Соль и сахарный песок одинаковые по цвету, но разные по запаху и вкусу, к тому же у них разная величина частиц и форма. Значит, какое вещество находится в оранжевом стаканчике? А в голубом? Незнайка радуется, что ребята ему здорово помогли, и собирается уходить. Педагог: Незнайка, не уходи, мы обязательно угостим тебя чаем, но чуть-чуть попозже. А сейчас ребята хотят рассказать тебе кое-что еще интересное о свойствах веществ. Педагог: Сейчас мы возьмем сырое яйцо и перельем его в стакан. Какое оно? Жидкое. Почему вы так решили? (Ответы детей.) Что произойдет с ним, если его нагреть? Правильно, мы получим яичницу. Сможет она снова стать сырым яйцом? Нет. Педагог разбивает яйцо в стакан, показывает детям. Давайте снова рассмотрим наше оборудование. У нас на столах стоят закрытые емкоcти. Они такие же оранжевые, как и стаканчики с сахарным песком. А закрыты они потому, что в них находятся мельчайшие частицы сахарного песка. Они настолько мелки, что это вещество называют сахарной пудрой. С ней нужно обращаться очень осторожно, потому что эти частички могут разлетаться от любого неосторожного дуновения. Ребята, как вы думаете, что растворится быстрее - мелкие частицы сахарной пудры или частицы сахарного песка, которые крупнее их? (Ответы детей.) Сейчас мы проверим ваши утверждения опытным путем. Осторожно откройте емкость, и вы убедитесь, насколько частицы пудры мельче частиц сахарного песка. Опыт 2 Педагог: Подвиньте к себе два мерных стаканчика с водой, ложечкой возьмите сахарную пудру и всыпьте ее в один стаканчик. Теперь этой же ложечкой возьмите сахарный песок и всыпьте его в другой стакан. Посмотрите, что растворяется быстрее. Почему? Правильно, чем меньше частички вещества, тем быстрее они растворяются, то есть частички исчезают в воде. Закройте емкость крышкой, отодвиньте ее от себя, рядом с ней поставьте эти два стаканчика. А сейчас мы посмотрим, когда сахарный песок растворяется быстрее: когда мы его растворяем, не мешая ложечкой, или когда перемешиваем. Как вы думаете? Давайте поставим еще один опыт. Опыт 3 Подвиньте к себе оранжевый стаканчик и два другие с водой. Вода в стаканчиках холодная. Берем одинаковое количество сахарного песка, то есть по ложке, и опускаем в каждый стакан. И сразу же в одном стакане быстро перемешиваем ложечкой сахар с водой. Что вы видите? Где сахарный песок растворился быстрее? Значит, какой вывод мы можем сделать? Правильно, вещество быстрее растворяется при перемешивании. Отодвиньте эти стаканчики и подумайте, где быстрее растворяется вещество: в горячей или холодной воде? Давайте проверим. Опыт 4 Поставьте перед собой два стаканчика: в одном горячая вода, а в другом - холодная. Опустите по ложке сахарного песка в каждый стаканчик. Где сахарный песок растворился быстрее? Осторожно потрогайте стакан. Какая в нем вода? Горячая. Значит, мы можем сделать вывод, что в стакане с горячей водой сахарный песок растворился быстрее, потому что частицы вещества перемешиваются быстрее с горячей жидкостью. Вот видишь, Незнайка, теперь ты тоже будешь знать, что в горячем чае сахарный песок растворится быстрее, а если еще и перемешать ложечкой, то чай сразу станет сладким. А сейчас, ребята, давайте расскажем Незнайке о других веществах. По каким свойствам мы их различаем? Перед вами лежат таблицы, выберите любое знакомое вам вещество и расскажите о его свойствах. (Таблица составлена произвольно.) Педагог: А теперь, Незнайка, мы с ребятами приглашаем тебя пить чай. Незнайка благодарит детей за то, что сегодня он узнал так много нового и интересного, и говорит, что он очень доволен, что вместе с ребятами, как настоящий ученый, проводил опыты с веществами.
|