которых съела Баба Яга, но они не растерялись и вышли из трудного положения. Так я поняла, что сочиненные ребятами сказки не уходят от них. Они остаются с детьми, продолжают их радовать и наверняка помогают им в жизни. А теперь предлагаю вам познакомиться с тем, как сочинялась одна из наших сказок. `Баба Яга` Ноябрь 1998 г., старшая группа. Помощь взрослого в преодолении негатива. Жила-была семья: отец, мать, сыночек и доченька. (Проблема дома и семьи была отработана нами ранее, поэтому мы сразу перешли к следующему.) Пошли как-то брат с сестрой в лес по ягоды. Забыли они, что родители велели им ягоды собирать не в лесу, а только на лугу. В лесу они заблудились. Шли они, шли и пришли к избушке на курьих ножках. Повернули они избушку к лесу задом, к себе передом. Вошли в нее. Бабы Яги дома не было. Смотрят они вокруг себя и удивляются. (Я побудила детей исследовать дом Бабы Яги.) Избушка необычная: окон нет, стола нет, посуды нет, кровати нет. В избе есть одна печка, а около нее на полу спички лежат. В печке привидения сидят, а ноги у них из печки торчат. А еще там живет маленькое черное привидение, которое все время рычит и пугает. Потолок в избушке низкий-низкий. Решили они убежать. (Самостоятельное решение части детей, но другая часть с ними не согласилась, и последовало страшное продолжение.) В это время вернулась Баба Яга. Спрятались дети за печку. (Попытка части детей спасти положение.) Она их нашла и проглотила. (Как бы завершили повествование другие? После этого наступила пауза.) `Они там живые?` - спрашиваю у детей. `Да!` - дружный ответ. `Наверное, сидят они в животе Бабы Яги и думают, как им выбраться? - продолжаю я. - Что же они придумали?` Стали они кричать, ногами топать, кулаками по животу стучать. Баба Яга их и выплюнула (мнение одних) в озеро (добавляют другие). `Плавать они не умеют`, - уточняет Алеша. `Что же с ними случилось?` - `Они утонули`, - быстро добавляет Саша. `Значит, они опустились на дно? - продолжаю я. - Что же было дальше?` Они пошли по дну, все шли, шли... (Я чувствую, что других мнений не будет. Дети зашли в тупик, и я пытаюсь помочь.) `И вышли на берег`. `Нет, они не знали, где берег`, - сообщает Алеша. `Вдруг они видят: плывет рыба`, - предлагаю я. `Рыбка-рыбка, где берег?` - спросили брат и сестра. `Рыбка не умеет говорить. Она уплыла`, - заявляет Саша. (Вижу, что здесь серьезная проблема и нужно перенести работу, отложить на время. Сама завершаю сказку.) Вдруг навстречу детям выплывает Водяной Царь. `Что вы тут делаете одни?` - спрашивает он детей. Посадил он брата и сестру на подводного коня и отвез на другую сторону озера, прямо к дому. Пришли дети домой и все рассказали родителям. Что им сказали родители? `Будете знать, что родительское слово надо слушать и исполнять`, - очень хорошо помог мне сделать вывод Рома. Его поддержала Люда, сказав, что дети могут ходить в лес только со взрослыми. После этого все почувствовали удовлетворение - проблема детей все-таки решилась, и они оказались дома. Предстоящая работа: отработать тему `Дом` с Сашей, Алешей и Русланом; трансформировать образ Бабы Яги, предложенный Дашей и Людмилой; подробнее рассмотреть образы привидений и особенно маленького черного привидения, придуманного Ромой. Так сказка может стать показательным тестом для кроющихся в душах детей негативных переживаний и дать возможность спланировать работу на будущее. Ирина Бочарова, г. Ярославль, `Дошкольное образование` |