Хороший краткий конспект позволяет легко и быстро восстановить в памяти изученный материал перед экзаменом. Такой конспект полезен и при изучении тех разделов физики, для понимания которых необходимо знание некоторых элементов из предыдущих разделов, если есть необходимость их повторения.
Перед составлением конспекта полезно бегло прочитать конспектируемый материал (особенно если вы его давно проходили в школе и немного подзабыли) - это поможет ознакомиться с темой, оценить объем работы по внимательному изучению материала и продумать структуру конспекта.
Наиболее важные формулы рекомендуется выделять (цветом или подчеркиванием).
При изучении того или иного физического закона, кроме формулировки и математической записи закона, следует обратить внимание на опыты, которые обнаруживают этот закон и подтверждают его справедливость, границы и условия его применимости. Также полезно отметить, как этот закон используется на практике.
То же самое можно сказать и об изучаемой теории в целом. Помимо основных понятий, положений, законов и принципов теории следует обратить внимание на опыты, благодаря которым была создана эта теория, эксперименты, подтверждающие ее справедливость. Вспомните, как используется данная теория на практике.
При изучении каких-либо физических процессов, помимо признаков этих процессов и условий их протекания, полезно показать, как они используются (или, наоборот, как с ними бороться, если это вредные проявления процессов) на практике. Кроме обоснования основных свойств процесса с точки зрения физики и математики, нужно показать связь его с другими процессами - сходство и различие похожих явлений.
Основная цель подготовки к экзамену - достичь понимания физических законов и явлений, а не только механически заучить материал. Но все же довольно много вещей придется просто выучить. Если к тому же до экзамена остается не слишком много времени, ничего другого не остается, кроме вызубривания.
При этом следует учитывать ваши индивидуальные особенности. К примеру, если у вас зрительный тип памяти, тогда следует уделить особое внимание внешней форме вашего краткого конспекта - недопустим небрежный, неразборчивый, мелкий почерк. Формулы должны быть отделены от текста некоторым пространством, чтобы `бросаться в глаза` сразу. Конечно, аккуратный конспект потребует несколько большего времени, но в итоге время на заучивание сократится, и вы эффективнее подготовитесь к экзамену. Если у вас слуховой тип памяти, следует проговаривать наиболее важную часть материала, возможно даже использовать магнитофон для подготовки. Если же преобладающим у вас является моторный тип памяти, то конспект нужно переписать несколько раз, причем каждый раз надо вычеркивать то, что вы уже выучили достаточно хорошо, оставляя для переписывания только самое необходимое для запоминания.
Кстати, у большинства людей все типы памяти достаточно хорошо развиты (но, как правило, один или два несколько преобладают), поэтому не следует пренебрегать всеми этими несложными правилами запоминания.
Еще один совет - не надейтесь на конспект товарища, даже если он у него очень хороший и вам такой никогда не сделать. Собственный конспект оказывается всегда гораздо полезнее.
Обычно в конце параграфа учебника или учебного пособия есть несколько контрольных вопросов, постарайтесь на них ответить. Если у вас есть время, отвечайте не сразу, а после того, как вы прочитали и законспектировали соответствующий материал. Если вопросы кажутся вам понятными, - усвоение материала идет хорошо. Вы отвечаете на них, даже на заглянув в конспект, значит, теорию вы усвоили, можно приступать к решению задач.
Когда несколько попыток вникнуть в суть изучаемого материала будут неудачными и вопросы в конце параграфа не перестают казаться непонятными, все равно следует порешать простые задачи на данную тему - это весьма помогает понять суть физических проблем, связанных с изучаемым вами разделом.
Как правило, задачники составлены так, что в начале каждого параграфа собраны самые простые задачи. Для их решения не требуется знания всего соответствующего раздела физики. Опыт решения задач (даже самых простых) обеспечит вам успешное усвоение теоретического материала. Можно начать не с самостоятельного решения задач, поскольку во многих задачниках каждый параграф начинается с разбора решения одной или нескольких задач.
|