Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Провайдеры
Браузеры
Дистанционное обучение
Поиск в Internet
HTML
Вирусы
Словарь
Литература
Общение через Internet
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Новые статьи

Родители все больше доверяют модели инклюзивного образования, уверен Евгений Сильянов

Евгений Сильянов занят в сфере образования уже много лет. На Дальнем Востоке преподавал в пединституте, работал воспитателем в школе-интернате, заведовал кафедрой в Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии, возглавлял комитет образования автономной области. В 2012 году назначен директором департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России. Кандидат философских наук. Для сравнительно молодого педагога и чиновника - Евгению Сильянову 39 лет - карьера завидная. Хотя, если приглядеться, особо не позавидуешь. Инклюзивное образование - лишь одна из сложнейших задач, которыми занимается департамент.



- Евгений Александрович, для тех, кто не в теме, поясните, что такое инклюзивное образование?

- Инклюзивное образование (от франц. inclusif - включающий в себя) - это система обучения, создающая равные возможности для обычных, скажем так, детей и тех, кого природа в физическом плане несколько обделила - зрением, слухом, еще чем-то. У таких детей особые потребности, к ним нужен особый подход, но это не значит, что место им - только в специальных школах. Им можно и нужно создавать условия для обучения среди сверстников в общеобразовательных школах.
Есть восемь принципов инклюзивного образования, например: "Ценность человека не зависит от его способностей и достижений", "Каждый человек способен чувствовать и думать", "Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным" и так далее.

- Знаете, какие-то вполне очевидные тезисы.

- Чтобы они стали очевидными, педагогическая наука проделала большой и долгий путь. Это сейчас инклюзивное, совместное обучение признано во всем мире. Развитие инклюзивного образования и для нас сегодня приоритет.



- А есть ли какие-то данные по масштабу внедрения этой модели обучения?

- Родители все больше доверяют модели инклюзивного образования. И это не мои субъективные ощущения, а данные статистики: сегодня инклюзивно учатся 55% детей с ограниченными возможностями здоровья.

Действует госпрограмма "Доступная среда", и благодаря ей по всей стране за 2011-2013 годы появилось 3345 образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение. Программа позволяет комплексно решать материально-технические и кадровые задачи, чтобы дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья получали качественное образование.
В 2011-2015 годах на реализацию мероприятий "Доступная среда" предусмотрено 17 млрд рублей: 8,6 млрд. - из федерального бюджета, 8,4 млрд - из бюджетов субъектов Федерации.

- На что же идут эти средства?

- В основном на создание в школах универсальной безбарьерной среды и особых материально-технических условий. Здания школ реконструируются, оснащаются специальным учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием; школы получают специализированный автотранспорт. Все это необходимо для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов по слуху, зрению, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

- Простите, не совсем понимаю. Если ребенок-колясочник, скажем, может полноценно участвовать в учебном процессе в обычной школе, то инвалид по зрению или слуху - он же не видит, что написано на доске, не слышит, что говорит учитель?

- Об очень сложных случаях речь и не идет. Потом, почему вы говорите - обычная школа. Инклюзивная - это, как я уже объяснял, не обычная школа. Там применяются специальные методики, работают специально подготовленные педагоги.

- Но все же, может, лучше некоторым детям обучаться в специальных коррекционных школах? Или вы планируете от них отказаться вообще?

- Ни в коем случае! Минобрнауки России неоднократно высказывало свою позицию, направляло разъяснения, и сейчас я еще раз подчеркну: недопустимо закрывать специальные школы без создания для детей адекватных условий получения образования с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Специальные коррекционные школы, отдельные классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивные классы в общеобразовательных школах - это взаимодополняющие, а не взаимоисключающие элементы системы общего образования.

- По данным мониторинга, ведущегося в рамках ФЦПРО, обучение по индивидуальным программам практикуется уже в 45% российских школ. Отчасти это обусловлено и желанием создать комфортные условия для школьников, имеющих проблемы со здоровьем. Но готовы ли педагоги к такой работе?

- Действительно, чтобы успешно работать по инклюзивным программам, педагоги должны обладать более широким спектром профессиональных компетенций. Поэтому сейчас многие из них включены в интенсивный этап повышения квалификации, профессиональной переподготовки. В ходе первых трех лет реализации программы "Доступная среда" 3835 учителей, специалистов и руководителей региональных образовательных учреждений прошли специальное обучение. В 2014 году было подготовлено 400 тьюторов (от англ. tutor - воспитатель, наставник, личный куратор ученика) из региональных институтов повышения квалификации, которые в свою очередь организовали аналогичные курсы на местах. Всего за пять лет реализации программы планируется обучить более 24 000 педагогов. В 2014-2015 годах будет осуществлен проект по повышению квалификации специалистов территориальных и центральных психолого-медико-педагогических комиссий. С 1 января 2015 года вступит в силу профессиональный стандарт педагога, в котором описаны его профессиональные компетенции по обучению и взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

В будущем же году будут определены профессиональные стандарты по должностям "учитель-логопед", "учитель-дефектолог", "тьютор" и "ассистент (помощник)".

- Где интересующимся узнать подробности об этих стандартах?

- По заказу Минобрнауки России ведется разработка федеральных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Этой работой занимается РГПУ им. А.И. Герцена. Более того, 124 образовательные организации из 24 регионов уже приступили к их апробации. Создан специальный информационный ресурс - fgos-ovz.herzen.spb.ru, на котором со стандартами можно ознакомиться более подробно.

- Размах реформ, конечно, впечатляет. Но я вот представляю себе детей-инвалидов в сегодняшней школьной среде, которая порой весьма жестока. Там и здоровых-то одноклассников нередко гнобят.

- Конечно, у детей с ограниченными возможностями адаптация обладает рядом особенностей, а потому она должна контролироваться специалистами. Опыт показывает, что ребята органично вписываются в образовательную среду, если для них не только созданы специальные условия, но и обеспечено толерантное отношение. Это важный социальный маркер, и поддержание таких отношений - важнейшая задача и специалистов образовательных организаций, и родителей, и каждого из нас. Мы, взрослые, должны помнить, что наши опасения, тревоги, предрассудки могут стать частью мировоззрения детей и во многом определяют их поступки, а также отношение к ним одноклассников.
Опубликовано: 05.12.2014
Аксессуары для ванной и туалета
Дизайн ванной комнаты и туалета, как правило, является единообразным
Преимущества матраса с эффектом памяти
Конечно же, практически каждый человек понимает значимость ночного сна. Но далеко не всегда мы осознаём, насколько качество этого сна зависит от того, на чём мы спим.
Читать другие статьи
 
  Copyright © RIN 2002-.
   * Обратная связь