Ученые нашли в бурятском молоке уникальный природный биоконсервант

Коллектив микробиологов из казахского Национального Евразийского университета им. Л. Н. Гумилева (Астана) и МГУ им. М. В. Ломоносова выделил из молока бурятских коров уникальный штамм молочнокислых бактерий, которые можно применять для приготовления природного консерванта продуктов. Помимо этого, Эти бактерии выделяют еще ряд полезных человеку соединений, которые до нынешнего момента отсутствовали в интернациональной базе биологически активных веществ.

Ученые нашли в бурятском молоке уникальный природный биоконсервант

Молочнокислые бактерии, которые изучали микробиологи, принадлежали к виду Lactococcus lactis (раньше его называли Streptococcus lactis). Именно Этот вид молочных бактерий давно используется для производства низина (пищевой добавки Е234). Низин по своей сути - природный антибиотик, как, к примеру, пенициллин, Но известен Он больше под именем пищевого консерванта Е234. С 1940-х годов его производят в промышленных масштабах и добавляют на практике во все скоропортящиеся продукты. Низин подавляет грамположительные бактерии (стафилококки, стрептококки и др.), большинство спорообразующие и определенные кислотоустойчивые бактерии.

Выделенный учеными из бурятского молока штамм микробов относился к подвиду Lactococcus lactis subsp. Lactis - тому же самому подвиду, который используется при производстве низина. Однако новый штамм, получивший номер 194, от него отличался. Он подавлял рост не только грамположительных, Но и грамотрицательных патогенных бактерий, а также плесневых грибов из родов Aspergillus и Fusarium и дрожжевых грибов рода Candida.

" Этот микроб выделяет белки, похожие по структуре и биологическими свойствам на дорогостоящий препарат Nisaplin, а также вещество, уничтожающее грамотрицательных бактерий, и алкилароматический кетон, обладающий фунгицидным действием. Эти вещества являются уникальными и они отсутствуют в компьютерных базах биологически активных веществ ", - говорит один из авторов открытия Лидия Стоянова из МГУ.

Удивительные свойства микробов из бурятского молока связаны, по отзывам ученых, С тем, что они обнаружены в уникальной экосистеме совсем близко С озером Байкал С широким спектром климатических и экологических ниш.

" Сравнительное экологическое изучение штаммов лактококков, выделенных из разных эколого-географических зон, показало, что наблюдается определенная адаптация Их к внешним факторам среды обитания. Бурятия, территория озера Байкал - уникальная по экологии район, эта экологическая ниша вносит свои коррективы в флору и фауну нашей страны ", - цитирует пресс-служба МГУ Лидию Стоянову.

Но самое любопытное во всей истории С бурятским молоком заключается в том, что чистокровных бурятских коров уже нет, они полностью исчезли в прошедшем веке. Их заменили полукровки - помесь бурятской аборигенной породы С казахской белоголовой. Правда, С преобладающе высокой долей бурятской коровы - 75-80%. Да и этих чудом уцелевших полукровок бурятские ученые в настоящее время собирают буквально по одной. Так что уникальные микробиологические свойства относятся к бурятскому молоку, Но не от бурятских коров. Если же местным генетикам получится восстановить бурятскую породу, а такие планы у них есть, то возникнет новый объект для интереснейшего микробиологического исследования.

Сергей Петухов

Опубликовано: 15.12.2016
Что могут дать человеку занятия танцами?
Танцы представляют собой свой индивидуальный мир, наполненный огромнейшим количеством тонкостей и правил