На что стоит обратить внимание при выборе вуза будущему физику? Конечно же, на систему, по которой ведется обучение. Ознакомившись с ней, вы сможете избрать альма-матер, которая подходит именно вам по наибольшему количеству параметров. Младшие курсы На физическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова недавнего абитуриента ждет набор из основных дисциплин (математика, физика, программирование) и курсов по выбору. Зачастую курс по выбору представляет собой цикл семинарских занятий по какой-либо теме или дисциплине. Система обучения на физфаке построена так, что студент может сам регулировать свой учебный план, выбирая себе посильную нагрузку и интересные лично ему предметы. И здесь важно не поддаться желанию вести свободную студенческую жизнь - нужно самому себя контролировать. В этом смысле система Физтеха (Московского физико-технического института) полностью противоположна система физфака. Как же учат на Физтехе? (Физтеховцы говорят именно `на Физтехе` - в память о том, что когда-то МФТИ был факультетом МГУ.) Учебная программа первых трех курсов состоит из общеинститутского и факультетского циклов. В общеинститутский цикл входят разнообразные математические и физические дисциплины, а также программирование и английский язык (надо сказать, к изучению языка здесь подходят очень серьезно, учить придется много и долго). Предметов факультетского цикла гораздо меньше, чем общеинститутского. От курса к курсу их доля в программе понемногу возрастает. В МГТУ имени Н. Э. Баумана предметы, непосредственно относящиеся к специальности, вводят не сразу. Сначала младшекурснику предложат изучить математику, физику, начертательную геометрию и черчение (в достаточно большом объеме), программирование, английский и несколько гуманитарных предметов. При этом стоит учитывать, что если математика и физика на физтехе и на физфаке МГУ похожи, то в МГТУ подход к предметам совсем другой. Это объясняется спецификой вуза. МФТИ и физфак МГУ в основном нацелены на подготовку ученых, тогда как целью МГТУ имени Баумана является воспитание инженера высокого класса. В Московском инженерно-физическом институте ситуация погранична по отношению к трем вышеупомянутым вузам. МИФИ создавался как кузница кадров для ядерной отрасли. Причем его выпускники должны были не только заниматься инженерной частью, но и - при необходимости - заменять своих коллег на научном поприще. Такая двойственность осталась в МИФИ до сих пор. С одной стороны, программа МИФИ включает в себя многие чисто инженерные предметы (сопромат, черчение и прочие), в этом она близка к Бауманскому университету. С другой - подготовка по фундаментальным дисциплинам более близка к физтеховской и физфаковской, нежели к `бауманской`. Учеба на кафедре Рано или поздно студент любого физического вуза выбирает себе кафедру. Именно на кафедре ему прочтут `Введение в специальность` и последующую `спецуху`, дадут возможность попробовать себя в деле, здесь студент обретет научного руководителя и тему дипломной работы. Выбор кафедры - ответственный шаг, сродни выбору вуза и супруга. Поменять, конечно, можно, но лучше бы сразу найти то, что подходит лучше всего. Физтеховцы отдают предпочтение той или иной кафедре на разных факультетах в разное время. На факультете общей и прикладной физики абитуриент выбирает кафедру на собеседовании при поступлении и с первого же курса слушает на ней специальные курсы. На других факультетах на собеседовании тоже распределяют по кафедрам, но фактически студент начинает более-менее активно взаимодействовать с ними, когда к двум циклам предметов добавляются еще предметы на `базе` (так студенты и преподаватели называют базовую кафедру). Уже с третьего курса физтеховцев привлекают к настоящей работе на кафедрах. Как правило, база в МФТИ - это какой-либо научно-исследовательский институт или коммерческая фирма, занимающаяся научными разработками. Система обучения на базовых кафедрах - это изюминка всей системы Физтеха. С точки зрения создателей этого института, студента необходимо как можно раньше ввести в научное общество и дать ему возможность там работать.
источник: Журнал "Абитуриент" |