Каждый знает, что хорошие учителя способны заинтересовать предметом. В одной школе все поголовно любят или хотя бы не ненавидят химию, а потом поступают на химический или в медицинский. А в другой школе обожают иностранный язык - и добрая половина выпускников рассматривает вариант поступления в иняз. Наверное, и кто-нибудь из вас класса до 5-го терпеть не мог, допустим, математику, а пришел новый педагог - и она стала для вас увлекательнейшим занятием. К счастью или к сожалению, от личности учителя зависит очень многое. И, может быть, ориентироваться на эту фигуру - не самый плохой способ учиться. Пусть сначала вы заинтересуетесь предметом благодаря учителю - но, начав хорошо разбираться в изучаемом, сформируете и собственный интерес к этой науке. А не будь рядом хорошего педагога, может, вы и не смогли бы так развить собственные способности в этом направлении (хотя, возможно, развили бы другие). Одна моя знакомая стала известным ученым-географом - и признает, что это влияние ее учительницы, которая вела у нее предмет всего два года, но этого хватило. После, уже в другой школе и с другими педагогами, девушка изучала свою любимую область знаний сама. Когда педагог сменился и ненавистный предмет вдруг стал симпатичен, можно осознать, что дело было в педагоге. Но если этого не происходит, то как различить: не нравится сам предмет - или дело в стиле и качестве преподавания, а то и в личности самого учителя? Как исправить отношение к предмету? Не так страшно, если это не самый важный для вас предмет, но ведь может быть, что вам не нравится предмет, который нужен при поступлении, учебе в вузе, работе по специальности и повседневности: Осознайте: вы не должны ставить крест на предмете из-за эмоционально негативного отношения к нему. Нужно разобраться, откуда оно. Итак, что это может быть? Непонимание самого предмета или отдельных его разделов, которое портит общую картину, особенно если обычно вы привыкли всё `схватывать на лету`. Такое часто бывает при переходе в новую школу, когда выясняется, что одноклассники успели за прошлый год пройти больше материала. Неадекватный или просто непривычный для вас стиль или методика преподавания. Например, вам привычно выполнять четко поставленные задания, а учитель формулирует их расплывчато, либо темп преподавания слишком высокий для вас и т. п. Неосознанное подражание реакции одноклассников (друзей, родителей) на предмет - когда это отношение к уроку не столько ваше собственное, сколько вы идете за мнением большинства или значимых для вас людей. Ну и, наконец, необъективное или просто негативное отношение к вам педагога, что тоже не такая уж редкость. Формируется оно по самым разным причинам, зачастую это просто пресловутое сильное первое впечатление, и изменить его бывает далеко не просто. Естественным образом на уроке становится некомфортно, это же отношение переносится на сам предмет. Возможны и другие варианты. Во всех этих случаях важно разобраться, задав себе вопрос, в самом ли предмете дело. Если причина негативизма прояснится, появится возможность ее устранить. Для чего? Возможно, именно этот предмет - ваше призвание, а вы проходите мимо. Да и просто чтобы не идти на урок как на пытку. Давайте посмотрим на опостылевший предмет по-новому и найдем новых учителей! Это можно сделать как минимум тремя способами. Ищите интересную научно-популярную информацию. Знаменитая в свое время книга Я. И. Перельмана `Занимательная физика` побудила многих школьников воспылать любовью к этому предмету, который ранее виделся им скучным, оторванным от жизни и состоящим из одних формул. Аналогичные книги есть по математике, химии, биологии: А уж если вам кажется неинтересной и скучной наука история, то вы точно кроме учебника и лекции педагога ничего не читали и не слушали: сейчас выходит множество интересных книг, документальных и художественных фильмов, телевизионных передач. Авторы книг и создатели фильмов с успехом могут сыграть роль хорошего учителя. Позанимайтесь с репетитором. Непривычный вам стиль подачи материала способен улучшить ваше отношение к предмету. Немаловажно и другое. Нам часто не нравится то, что мы недопонимаем, даже если это недопонимание в мелочах. Если индивидуальные занятия позволят вам лучше разобраться во всех `узких местах` предмета, то может дойти до того, что он станет вашим любимым предметом - такие примеры далеко не редкость. Обратите внимание на летние школы (языковые лагеря, математические школы и т. п.). Процесс обучения организован там настолько нетрадиционно - вы учитесь и играя, и соревнуясь, и просто общаясь, - что изучаемый предмет имеет шансы не просто вам понравиться, но оказаться к тому же захватывающим и очень жизненным. А новые преподаватели, для которых общение с вами начинается `с чистого листа`, конечно, тоже будут несомненным плюсом. Ведь не секрет, что у школьных учителей часто формируется мнение об ученике в самом начале знакомства, и, как бы он ни показал себя потом, это мнение не так часто меняется. Евгения Лепешова психолог, www.futurejob.ru источник: Журнал "Абитуриент" |