Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог ДОУ
Каталог сотрудников
Воспитание
Родителям
Воспитателю
Праздники
Игры
Тесты
Тайна имени
Гороскоп
Сказки и песни в MP3
Библиотека
Юмор
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Откуда приходят звуки?

<<назад

Материалы и оборудование:

  • магнитофонная запись различных звуков, музыки;
  • леска для получения звуковых колебаний, барабан с палочками, лист тонкой бумаги для каждого ребенка;
  • схема последовательности экспериментальной работы;
  • карточки с изображением органов чувств.

    Ход занятия

    Воспитатель читает стихотворение на фоне звучащей музыки.
    Воспитатель:
    Сколько звуков вокруг!
    Их нам слышать дано:
    Это пение птиц,
    Это окрик в окно.
    Это дивная музыка,
    Шелест листвы,
    Это песня далекая,
    Это я, это вы.
    А теперь прослушайте магнитофонную запись и назовите звуки, которые вы узнаете.

    Звучит магнитофонная запись. Во время прослушивания воспитатель вместе с детьми комментирует услышанное.
    Воспитатель: Мир звуков многообразен. О звуках, которые мы слышим, мы и поговорим сегодня. Мы узнаем:

  • какой орган помогает нам слышать звуки (педагог показывает детям на схеме последовательности экспериментальной работы соответствующее обозначение);
  • как возникает звук (на схеме появляется следующее изображение);
  • как распространяется звук (на схеме появляется третье изображение).

    Чтобы ответить на эти вопросы, мы с вами будем проводить эксперименты.
    Педагог показывает детям карточки с изображениями органов чувств.

    Воспитатель: Каким органом чувств мы воспринимаем звук? Выберите карточку с его изображением. (Дети отвечают. Один из них указывает на нужную карточку.)
    Давайте убедимся в правильности нашего ответа.
    Педагог предлагает детям послушать музыкальный фрагмент, то зажимая, то открывая уши, и поделиться своими впечатлениями.

    Воспитатель (подводя итог): Мы убедились, что наше ухо - орган для улавливания звуков, или, как говорят ученые, орган слуха. Слух надо беречь. Он очень важен для жизни человека. Портится он от очень громких и резких звуков. Мы же с вами будем относиться к своим ушкам бережно: не будем кричать, не будем перебивать друг друга.

    Теперь попробуем ответить на второй вопрос, который был поставлен в начале занятия: как рождается звук? Как и отчего он возникает?
    Педагог демонстрирует детям опыт с туго натянутой леской.
    Когда леска неподвижна, никаких звуков не возникает. Но стоит только до нее дотронуться, `поколебать` ее: Что тогда происходит? (Возникает звук.)
    Внимательно понаблюдайте за движениями лески. Что можно про них сказать? (Леска дрожит, быстро двигается то в одну, то в другую сторону. Ее движения повторяющиеся.)

    Такие движения называются колебаниями. Колеблющаяся леска заставляет двигаться и дрожать воздух, который ее окружает. От этого и возникает звук.
    Чтобы убедиться в этом, проведем еще один эксперимент.
    Педагог подзывает нескольких детей и предлагает им положить пальчики на большой барабан; потом выстукивает на барабане ритм.
    Поделитесь своими ощущениями с ребятами. Что ощущали ваши пальцы, когда я стучала по барабану?

    (Дрожание натянутой на барабан кожи.)
    Оказывается, и барабанный звук создается колебаниями поверхности барабана после удара палочками.
    Педагог предлагает детям занять места за столами.
    Воспитатель: Перед вами - лист бумаги. Он тоже может издавать звуки. Что для этого нужно сделать? (Нужно помахать листом бумаги.)
    Попытайтесь сами объяснить, за счет чего получается этот звук? (За счет того, что колеблющийся листок заставляет двигаться воздух. Колеблемый воздух рождает звук.)

    Когда мы говорим, мы тоже произносим звуки - звуки речи. И они, как любые другие звуки, возникают в результате колебаний воздуха.
    Положите ладошку на горло и произнесите: `А-а-а! У-у-у!`
    Что происходит с горлышком? (Оно дрожит.)
    Итак, сделаем вывод: звук - это колебания, которые распространяются в пространстве. Видеть их мы не можем - только слышим. Но они могут сообщить нам много интересного.
    Педагог предлагает детям рассказать, о чем могут сообщить звуки. Затем вместе с детьми обобщает информацию, полученную на занятии, опираясь на схему.









    Валентина Дворникова,
    воспитатель детского сада N 5,
    пос. Умба Мурманской области

  •  
      Copyright © RIN 2002-.
      * edu@rin.ru