Словосочетание `музейная педагогика`, которое сегодня прочно вошло в повседневную жизнь, без преувеличения, всех российских музеев, еще в начале 1990-х гг. звучало непривычно не только для обывателей, но даже для музееведов. За прошедшие двенадцать лет ситуация резко изменилась. Отечественные музеи практически одновременно и повсеместно активизировали работу с детьми, стали создавать для них интерактивные мероприятия и экскурсии, музейно-педагогические программы. Отделы массовой научно-просветительной работы и научной пропаганды во многих музеях были преобразованы в отделы музейной педагогики. В 1990 г. в Санкт-Петербурге впервые в нашей стране был создан Российский научно-практический центр по проблемам музейной педагогики. В Москве в это же время начинает действовать творческая лаборатория `Музейная педагогика` на кафедре музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ). Музейно-педагогическими исследованиями занимаются в Российском институте культуры и в Московском институте развития образовательных систем (МИРОС). Причины роста популярности музейной педагогики - самые разные. Во-первых, большинство российских музеев из-за экономических трудностей в стране `потеряли` туристов, основную категорию своих посетителей. Во-вторых, канули в лету привычные мероприятия, на которых держались все без исключения музеи страны, особенно краеведческие и исторические: прием в пионеры и комсомольцы, встречи с делегатами партийных съездов, ветеранами войны и труда и т.д. Отечественные музеи вынуждены были привлекать новых посетителей, используя при этом нетрадиционные методы. В итоге в практику стали внедряться музейно-педагогические программы, рассчитанные в основном на детскую и школьную аудиторию, интерактивные экскурсии, музейные праздники и фестивали для местных жителей. Как и любое другое начинание, музейная педагогика имеет свои исторические корни. Сам термин `музейная педагогика` стал известен отечественным музееведам в 1970-х гг. благодаря немецким коллегам. Однако те методы и приемы, которые впоследствии получили название `музейная педагогика`, использовались в Советской России создателями первых детских музеев еще в 1920-е годы. Это Н.Д. Бартрам - основатель первого детского музея в нашей стране - Музея игрушки, Я.П. Мексин - директор Музея детской книги, А.У. Зеленко - создатель неосуществленного проекта Детского дворца, в котором, как предполагалось, найдется место не только музейным экспозициям, но и театру и даже площадкам отдыха для детей. К сожалению, успешные начинания Бартрама, Зеленко и Мексина уже в 30-х годах были преданы забвению. Принципы ориентации на возрастные особенности музейной аудитории, взаимосвязи школы и музеев, подготовки юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств стали возрождаться в России только в 1990-е гг. Возрождение музейной педагогики в нашей стране непосредственно связано сначала с общесоюзным, а затем общероссийским постоянно действующим семинаром `Музей и подрастающее поколение` в г. Москве. Его бессменным руководителем с 1984 г. является Е.Г. Ванслова. Заряд энергии и идей многие отечественные специалисты, ставшие первыми российскими музейными педагогами, получили именно благодаря участию в `Вансловских чтениях`, как они называют семинар. В разные годы участниками семинара были: Б.А. Столяров - руководитель Центра по проблемам музейной педагогики (Санкт-Петербург), Т.Н. Панкратова и Т.В. Чумалова (Москва) - авторы программы `Окружающий мир и музей`, В.А. Новожилова, заведующая отделом музейной педагогики Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Т.А. Полежаева - автор проекта детского литературного музея Деда Мазая (Ярославль), - и многие другие. Называя себя музейными педагогами, участники семинара создают авторские музейно-педагогические программы для детей дошкольного и школьного возраста, опираясь на местный исторический материал, тесно сотрудничают со школами и детскими садами. Дарья Озерова, г. Ярославль "Дошкольное образование" |